Ответственность надо нести ответственно

Ответственность надо нести ответственно

Продолжаю делиться историей становления руководителем и сегодня хочу остановиться на следующих пунктах:

  • Только я несу ответственность за результаты проекта.
  • Если что-то не работает, это моя вина.
  • Я делаю всё, что могу, а команда постоянно лажает.

Думаю, эти пункты можно объединить в один материал, потому что они связаны одной важной темой — ответственностью. Не самая простая задача — провести грань между ответственностью руководителя и команды. Но ещё сложнее — найти баланс, какую часть ответственности ты, как руководитель, готов взять на себя.

Меня в этом вопросе бросало из стороны в сторону, что плохо сказывалось и на мне, и на команде.

Почему это плохо для меня?

  • Постоянная тревожность.
  • Нескончаемые сомнения в себе и своих решениях.
  • Попытки изменить то, что не поддаётся моему контролю.

Для команды это тоже было плохо, потому что:

  • Люди сразу чувствуют неуверенность в будущем.
  • Начинают сомневаться в успехе проекта и своей безопасности.
  • Тратят силы не на достижение цели, а на попытки понять, что происходит.

Ну и, конечно, классический поиск ответа на вопрос "кто виноват?"

Ответственность надо нести ответственно

Приведу пример. Команды работают четыре спринта без инкремента — совсем без. Каждое демо что-то не работает, не готово или не успели. В течение этого времени я старался помочь команде как мог, но обычно сводилось к следующему:

  • Противоречивые требования разных заказчиков. Это не позволяло сделать один раз хорошо для всех.
  • Мы всё обсудили на ретроспективе, вот артефакты, в следующий раз все будет

Вроде бы логичное требование — иметь непротиворечивые требования. Но специфика предметной области такова, что каждый регион имеет свои «нюансы», и каждый регион меняет эти «нюансы» со своей скоростью.

Ретроспективы выглядели идеально: много флипчартов, спикеров, правильные слова, ответственные и даты. После каждого провального демо я защищал команду перед спонсорами.

И так четыре раза подряд... В итоге случился мой первый серьёзный конфликт со Scrum-мастером на тему: "Чем, чёрт возьми, занимаешься ты и команда?" На что я получил ответ: "Я делаю свою работу — поддерживаю Scrum, а команда делает лучшее, что может в этой ситуации."

К сожалению, на тот момент, из-за вышеупомянутых факторов, я реально не мог поверить, что команда делает всё возможное, ведь главного результата нет — инкремента. Это привело к моей, наверное, самой крупной вспышке гнева. В первый и последний раз я матерился на коллегу, усомнился в его компетентности и поставил себя в роль "я д’Артаньян, а вы сами знаете кто".

После этого наладить отношения со Scrum-мастером не удалось, в основном по моей вине, но это уже другая история.

Осознание ответственности: мои выводы

Эта ситуация заставила меня переосмыслить вопрос ответственности и её разделения между руководителем и командой. Пройдя через внутренние терзания, метания, тренинги и консультации, я пришёл к нескольким ключевым выводам, которые сильно помогли мне в дальнейшем:

  • Не всё поддаётся контролю. Как бы мотивированным и опытным ни был руководитель, иногда проект обречён на трудности. Принятие этой реальности помогает избежать лишнего стресса и сосредоточиться на том, что действительно можно изменить. Симон Синек замечает:

Настоящий лидер понимает, что иногда быть ответственным означает разочаровывать людей" Quote Hive. это важно для здорового разделения ответственности

  • Влияние ограничено. Руководитель может влиять только на определённое количество параметров в проекте, и это нормально. Как говорил Питер Друкер:

"Первейшая обязанность лидера — это определить реальность. A-Z Quotes. Принятие этой границы помогает расставить приоритеты и сохранять энергию для тех задач, которые реально можно решить.

  • Замотивировать всех невозможно. Важно понять, что разные сотрудники имеют разные мотивы и подходы к работе, и не каждый будет работать на 100%. По словам Максвелла,

настоящий лидер — это тот, кто знает путь, идёт по пути и показывает путь другим. Quotesanity. Но при этом важно принимать, что мотивация каждого отдельного сотрудника — задача не всегда разрешимая.

  • Обратная связь — основа эволюции команды. Защита команды от внешних негативных факторов — важная задача руководителя, но её нельзя защищать от реальной обратной связи. Как отмечает Синек:

Настоящие лидеры не защищают свою команду от реальности, а учат работать с ней. the motivation compass.Негативная обратная связь от заказчиков и спонсоров мотивирует и стимулирует развитие, а не ухудшение продуктивности

Моя ответственность как руководителя сегодня

Сейчас я вижу свою роль следующим образом:

  • Определение целей и миссии команды. Моя задача — четко ответить на вопросы: Куда мы идём как команда и как продукт? Почему выбран именно этот путь? Почему достижение цели будет полезно для сотрудника?
  • Обозначение ожиданий. Важно ясно объяснить, какие существуют ожидания от сотрудников и команды.
  • Минимизация препятствий. Устранять всё, что мешает команде фокусироваться на цели, будь то бюрократия, токсичность или смена приоритетов.
  • Обеспечение открытости и честности. Обеспечить честный процесс обратной связи между всеми участниками, чтобы каждый понимал, где он находится и что нужно улучшить.

Кроме того, я всегда исхожу из установки, что сотрудник — это хороший человек, и, возможно, контекст или условия просто не позволяют ему проявить себя с лучшей стороны. Если можно изменить эти условия — это стоит сделать. А если нет, возможно, имеет смысл рассмотреть другие варианты, будь то перевод или даже увольнение.

И самое важное, что я понял: я такой же человек, я не всесилен, но делаю лучшее из того, что могу в данной ситуации.

Ключевые тезисы можно найти тут https://t.me/upravlenie_bez_paniki Буду рад вашей подписки и комментариям =)

11
1 комментарий

Ответственность очень важное качество, с ней гораздо лучше все получается и самое главное к ответственному человеку намного больше доверия

Ответить