4 правила эффективного нетворкинга на офлайн-мероприятиях
Что такое нетворкинг простыми словами и как сделать бизнес-мероприятия источником полезных деловых связей
Мы живем в эпоху расцвета коммуникативного интеллекта общества. Так много про нетворкинг никогда еще не говорили. Такого количества инструментов для общения еще никогда не было. Это дает нам массу преимуществ: правильно выстроенная социальная сеть помогает достичь успехов в жизни и карьере. Однако есть и вызовы: преимуществами можно воспользоваться не автоматически, а только став профессиональным нетворкером.
Сегодня поговорим о развитии навыков эффективного нетворкинга на офлайн-мероприятиях. И начнем с базы.
Зачем нужно обучение нетворкингу и что такое социальный капитал
Золотую жилу нетворкинга открыл Дейл Карнеги. В историю искусства общения вписаны многие имена, но Карнеги всегда будет для нас первопроходцем: через 12 лет книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» отпразднует вековой юбилей. За это время народное «не имей сто рублей, а имей сто друзей» превратилось в сложные и многочисленные теории по нетворкингу. Но смысл их един: наша ценность как социальной личности определяется теми, кого мы знаем.
И это не про циничный подход к человеку. Это про потенциал – быть полезными миру через свои коммуникативные способности. Они зависят от социального капитала, который и есть – наш круг общения. Чем большим социальным капиталом мы обладаем, тем шире наши возможности в самореализации. Социальный капитал – это портал доступа к важнейшим ресурсам: идеи, советы, важные контакты, деньги, рекомендации работодателям, доверие, поддержка, одобрение. Эти аспекты жизни стоят того, чтобы вкладывать усилия в нетворкинг.
Нетворкинг начинается с нашей проактивности. Мы первые знакомимся, помогаем, отдаем, заслуживаем репутацию честности, щедрости, надежности и порядочности. Это все равно что построить колодец в пустыне. В любой момент вы сможете напиться сами, но и другие путники при желании восполнят свои запасы. Так ваша сеть контактов начинает “жить” и приносить вам еще больше пользы.
Получается, что развитие социального капитала – это в стратегическом смысле забота о себе. Тщательно и скрупулёзно выстраивая и развивая свою динамическую экосистему общения, мы также последовательно и продуманно заботимся о метафорическом колодце с ресурсами.
Что для этого нужно? Стать профессиональным нетворкером, умеющим и знающим многое, в том числе – принципы продуктивного общения на офлайн-встречах.
Правило 1. Бизнес-нетворкинг начинается с работы над собой
Аксиома: нетворкинг ради нетворкинга – пустое занятие, транжирство времени и энергии.
Двадцать новых визиток, победоносно добытые вами на какой-либо конференции и непомерно отягощающие ваши карманы, не превратятся автоматически в слитки золота и фактор роста. Да, они могут вас обогатить и осчастливить. Знаете, при каком условии? Вы должны стать для кого-то из этих людей интересным и полезным человеком. По-другому это не работает. Поэтому нужно сосредоточиться на развитии своей личности, а нетворкинг станет продолжением этой работы.
Во-первых, нужно провести инвентаризацию и найти свою суперсилу. Каковы ваши абсолютные преимущества (врожденные способности) и относительные (приобретенные навыки)? Что именно вы можете предложить своим новым знакомым? В чем вы можете быть полезны?
Это могут быть:
- профессиональные знания в той или иной сфере;
- хороший уровень эмоционального интеллекта — вы дружелюбны, гибки, держите эмоции под контролем, ответственны;
- добротная сеть контактов, которые будут полезны другим.
Во-вторых, нужно всегда держать стратегический мотив на обоюдовыгодный нетворкинг. Это значит — найти свою суперсилу, завернуть ее в красивую обертку приятной коммуникации и предложить тем, кому ваша суперсила будет полезна. Чтобы у них появилось желание поделится с вами своей суперсилой.
Правило 2. Пользу от нетворкинга дает стратегия с ясными целями
Профессиональный нетворкер имеет стратегию развития социального капитала и четкое целеполагание. Если применять правила нетворкинга систематически и обдуманно, построить свою экосистему общения станет легче и эффективнее.
Поэтому выбор любого офлайн-мероприятия должен вписываться в вашу стратегию нетворкинга и решать поставленные задачи. Участие в той или иной встрече может быть и развлекательно, но в сухом остатке вы получите нулевой КПД.
Правило 3. Для бизнес-нетворкинга важно заранее готовиться к каждому мероприятию
Хорошо коммуницирует тот, кто хорошо подготовился. Подготовкой не стоит пренебрегать, даже если вы уже имеете большой опыт посещения мероприятий и умеете непринужденно общаться.
Для подготовки ко встречам я рекомендую всегда двигаться по следующему чек-листу:
- ознакомьтесь с тематикой встречи;
- изучите информацию об организациях и людях, которые будут присутствовать на встрече;
- подготовьте краткую самопрезентацию;
- составьте список вопросов и тем для обсуждения;
- узнайте правила дресс-кода;
- приготовьте визитки (бумажные или электронные).
И самое главное — поставьте себе конкретные цели на мероприятие. Задайте себе вопрос: что именно вы хотите получить от мероприятия?
- познакомиться с организаторами для дальнейшего сотрудничества;
- узнать партнеров мероприятия;
- получить не менее 10 контактов(подходит для начала, если вы пока не матерый нетворкер);
- сделать фото со спикером;
- организовать не менее 5 встреч после мероприятия;
- получить 10 новых подписчиков и так далее.
Затраченные на мероприятие время, деньги, энергия должны окупиться сторицей. Цели должны быть достигнуты — иначе зачем было все затевать.
И еще одна существенная деталь. Успех коммуникации во многом зависит от вашего внутреннего состояния, поэтому перед любым мероприятием очень важна психологическая настройка. Не идите туда как на каторгу. Настройтесь позитивно и не забудьте про улыбку! К человеку в хорошем расположении духа люди всегда тянутся и более открыты для общения.
Правило 4. Знать правила нетворкинга на разных мероприятиях
«Ученье – путь к уменью». Любая стратегия основывается на теории. Важны знания особенностей основных типов офлайн-мероприятий: как вести себя на каждом из них, как избегать ошибок, как эффективно устанавливать контакты и поддерживать отношения после мероприятия.
Бизнес-завтрак — это деловое мероприятие узкого формата, на котором присутствует от 10 до 30 человек. Продолжительность в среднем 1,5-2 ч. Особенность формата — все люди видят друг друга, каждый имеет право голоса и возможность заговорить с кем угодно из участников. При этом неформально можно пообщаться только перед началом (поэтому лучше приехать заранее), так как после окончания обычно все быстро разъезжаются.
Я рекомендую всегда тщательно готовиться к бизнес-завтраку. Внимательно изучите информацию о других участниках, набросайте список тем для обсуждения, подготовьте предложения о возможных проектах с заинтересовавшими вас людьми.
Конференция — масштабный тип мероприятия, на котором присутствует до нескольких сотен человек. Обычно конференции посвящены определенным профессиональным темам. Это отличная возможность завести полезные знакомства в своей сфере и найти потенциальных партнеров.
Какие ваши действия будут самыми продуктивными на конференции:
- познакомиться с организаторами и оставить заявку на участие в качестве спикера, если у вас есть материалы по теме и собственные выводы;
- внимательно слушать спикеров и задавать им интересные вопросы;
- активно общаться во время коротких кофе-брейков.
Фуршет — короткий прием с закусками и напитками без строгого регламента, куда приглашают участников конференций после официальной части для неформального общения. На фуршете можно свободно перемещаться, подходить к разным людям, знакомиться и обмениваться впечатлениями. Этот формат весьма интересный, так как открывает массу возможностей для знакомств.
Не забывайте про технику «Follow Up». Человеку, у которого вы взяли контакт на конференции или во время фуршета, обязательно нужно позвонить или написать в течение 48 часов с предложением продолжить общение.
Чем больше я занимаюсь изучением нетворкинга и обучением его основам и тонкостям, тем все более убеждаюсь, что стать мастером коммуникаций – одна из самых сложных, но и увлекательных метазадач личности. И если вы системно и грамотно продвигаетесь на этом пути, то с каждым шагом вам будет легче и интереснее знакомиться с новыми людьми, развивать отношения и достигать доверия и дружбы. Дорогу осилит идущий!
Хотите получать больше инсайдов о построении полезных связей и развитии карьеры?
✔ Подписывайтесь на мой Telegram-канал — там я делюсь практическими кейсами и секретными фишками, которые не попадают в публичные статьи.
Был на нетворкинге в БМ. Впечатление 50% врунов. Уверен у Аяза тож такая же история.
смысл идти к инфоцыганам, за словами которых ничего нет. Если уж и учиться нетворкингу, то у тех, кто действительно чего-то достиг
Читал Дейла Карнеги хорошие книги. Легенда))
Сейчас был бы сейчас как Эндрю Тейт 🤣
Так познакомилась с компаньоном по бизнесу. Хорошая тема.
классная книга есть "нетворкинг для разведчиков" на эту тему