Как масштабироваться руками команды, не теряя в качестве?
Лучше собственника ни один сотрудник работу не сделает. И многие предприниматели застревают в этой ловушке делегирования. Хочется расти, но «внутренний перфекционист» переживает за качество продукта, за клиентский опыт…
В этом посте я дам алгоритм передачи своих навыков и опыта команде. А начну с того, как это сделал я.
Более 20 лет я занимаюсь систематизацией и автоматизацией управления. За это время было очень много сложных ситуаций, провалов и больших побед — я накопил колоссальный опыт и способен навести порядок практически в любом бизнесе.
Только есть одно большое НО: ведь я сам могу вести максимум 10 проектов одновременно, а в год это не более 20, при этом помощь нужна десяткам тысяч. Как быть? А ещё ведь очень хочется, чтобы бизнес работал и рос без моего активного участия.
Очевидно, что единственный выход – это научиться делать все руками команды.
И тут я столкнулся с главной проблемой: как передать свои скиллы и опыт сотрудникам так, чтобы они могли получать стабильный качественный результат?
Чтобы стандарты не падали с увеличением объёмов. И чтобы не оказаться заложником нескольких «гениев», которые после обучения уходят и открывают свои бизнесы.
Данный вопрос в большей или меньшей степени стоит перед каждым владельцем бизнеса, особенно когда есть амбиции создания крупной компании.
Я для себя выработал следующий алгоритм:
В начале всё нужно пропустить через себя. Для примера возьму финпланирование: я ещё в 2010 году разобрался с финмоделью и принципами финпланирования, разработал их для своей компании, внедрил, потом поставил задачу своим программистам и автоматизировал для себя. Затем то же самое сделал для нескольких своих клиентов, отработав процесс внедрения.
Так, чтобы любой сотрудник, выполнив прописанные шаги, получил качественное внедрение.
Для этого создал обучающие материалы, набор дорожных карт с теорией и практикой, прописал технологию наставничества.
В процессе подготовки я корректировал продукт, процесс внедрения и дорожные карты в сторону упрощения, чтобы специалисты могли получать стандартные результаты.
И организовать контроль их соблюдения. Тут печальный факт – как бы хорошо ни была описана технология, её постоянно пытаются исказить, обойти и привнести что-то своё, и без контроля качества стандарты соблюдаться точно не будут.
Для этого я провожу еженедельные встречи с технической командой и так же каждую неделю — с участниками моих проектов для получения обратной связи и разбора сложных ситуаций. Благодаря этому постоянно улучшаю продукт.
Сразу скажу, что на каждом этапе помогает команда, не всё я сам прописываю. Много что можно делегировать, но контроль создания должен быть за владельцем.
Вот эти шесть шагов повторяются постоянно в отношении любого нового продукта, и эти шаги универсальны для любого бизнеса и любой деятельности.
Важно сказать, что всем этим стоит заморачиваться только если вы строите крупный бизнес и хотите играть вдолгую. Потому что в первые несколько лет требуются колоссальные инвестиции в отлаживание процессов, «нащупывание» технологии и построение команды. А это дорого, иногда нервно и очень редко получается с первого раза.
Но зато потом как по рельсам — постоянно набираешь скорость и отрываешься от конкурентов. А главное, получаешь системный бизнес, который будет работать во многом автономно, без собственника. В общем, стоит того, потому что даёт невероятный кайф и свободу.
Поделитесь своими мыслями по поводу описанных 6 шагов. Какие у вас успешные действия и сложности в делегировании?
Больше постов в моем Телеграм-канале, подписывайтесь: