Эмоциональный интеллект для лидера

В этой статье представлены, возможно, уже знакомые вам стили лидерства. Но предлагаю взглянуть на них несколько под другим углом, с точки зрения влияния эмоционального интеллекта (EQ) на каждый из этих стилей.

Эмоциональный интеллект для лидера

Для начала, предлагаю разобраться с понятиями.

Кто же такой лидер? В переводе с английского глагол «to lead» означает «вести». Не тянуть, пинать, тащить, а именно вести за собой. Задумайтесь, возможно ли вести за собой людей без участия эмоций? Ответ «нет» очевиден.

Очень важно понимать, что лидером может быть каждый, для этого не обязательно быть руководителем департамента, проекта, компании. Однако не каждый руководитель может быть лидером, который управляет эмоциональным состоянием других, ведет за собой, вдохновляет. Только человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, может стать по-настоящему сильным лидером.

Для чего необходим EQ руководителям? Эмоциональный интеллект — понимание собственных и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Руководитель с высокоразвитым эмоциональным интеллектом наиболее верно воспринимает реальность и находит максимально адекватные и эффективные пути реагирования на нее, а также взаимодействия с ней.

Неважно, является лидером мужчина или женщина. Основная мысль заключается в том, что хороший лидер – это не машина, принимающая быстрые и четкие решения, а человек, умеющий создавать, поддерживать и завершать отношения с другими людьми. Вовремя подключать один или другой стиль лидерства, а иногда несколько одновременно.

Когда мы разобрались с тем, кто такой лидер, самое время поговорить о стилях лидерства. Но не только с точки зрения того как говорить или что говорить, применяя тот или иной стиль лидерства, а какие эмоции мы хотим вызвать у наших сотрудников и команды.

Рассмотрим три составляющие каждого стиля:

- ситуационность, когда целесообразно использовать данный подход;

- эмоции, которые вызывает лидер;

- необходимые лидеру навыки и действия.

Эмоциональный интеллект для лидера

1. Авторитарный стиль.

 Какие эмоции вызывает у сотрудников?

Часто этот стиль считается «самым плохим». И ассоциируется с деспотичностью и самодурством руководителя. Потому что вызывает у подчиненных эмоции страха, гнева, а данные эмоции в социуме считаются «неправильными».

 Когда стоить применять данное лидерство?

Данный стиль управления необходим, когда необходимо быстро действовать, так как цена промедления крайне высока.

 Действия и навыки лидера?

Важно четко, твердо и уверенно формулировать, что конкретно должен сделать сотрудник. Если просто рявкнуть «Это должно быть сделано!», то это не авторитарный стиль лидерства, а чистой воды самодурство.

Авторитарный лидер дает конкретные и ясные задачи: что сделать, как и в какой срок. Авторитарный стиль – это не выплеск скопившегося негатива на сотрудников, не оскорбление личностей.

Важно помнить, что лидер может быть жестким, но с уважением относиться к своим подчиненным.

2. Воодушевляющий или вдохновляющий стиль.

Обычно именно этот стиль ассоциируется у многих с лидерством. Во всеобщем понимании лидер всех призывает, воодушевляет достигать цели и стремиться вперед.

 Какие эмоции вызывает у сотрудников?

Эмоции, которые вызывает такой лидер, это смесь здоровой агрессии и радости. С радостью все понятно, а вот при чем здесь агрессия? Слово «агрессия» имеет латинский корень gressere, что значит «движение», приставка «ad» - предлог «к». То есть получается, что агрессия – это побуждение двигаться к определенной цели. И если радость приносит нам наслаждение, всепоглощающее веселье, то агрессия дает энергию двигаться к цели. Именно к этому стилю стремятся руководители и его ожидают подчиненные, ведь эмоции страха от получения «кнута» или неполучения «пряника» уже мало работают, в особенности с молодым поколением.

 Действия и навыки лидера?

Вдохновляющий лидер в первую очередь должен обладать навыком убеждения. То есть способность убедить сотрудников в том, что цель, к которой они идут, действительно нужна и важна. Одним из лучших инструментов здесь будет мотивационные беседы и публичные выступления.

 Когда стоить применять данное лидерство?

Воодушевляющий стиль особенно применим, когда в компании или на рынке непростые времена, или вы ставите перед собой большие амбициозные цели. Чтобы ваши сотрудники не чувствовали себя жертвами, которые должны сейчас лечь на амбразуру, а героями, которые завоевывают мир.

3. Демократический стиль.

Эмоциональный интеллект для лидера

Были времена, когда различали авторитарный, демократический и попустительские стили. Авторитарный и попустительский были неодобряемыми, поэтому оставался один «правильный» демократический. Это стиль, при котором мнение каждого в команде важно учесть. Решения принимаются в основном коллективно, а не индивидуально руководителем.

 Когда стоить применять данное лидерство?

Этот стиль хорошо подходит, когда есть необходимость провести изменения в организации или сформировать ценности в молодой компании.

 Действия и навыки лидера?

Для лидера здесь главное помнить: если обозначили, что выслушаете и примите во внимание мнение каждого, то так и надо делать. Но если лидер только создал иллюзию демократии, а решение уже было у него готово, его и принял, то получается, что это была «игрушечная демократия». И последствия могут быть плачевными. Лидеру демократического стиля необходимо быть в «эмоциональном штиле», чтобы управлять процессом обсуждения. Не зря модераторы и фасилитаторы – люди достаточно спокойные. Ведь участникам необходимо дать время на неспешное обсуждение и поиск решения.

 Какие эмоции вызывает у сотрудников?

Лидеру важно передавать другим подобного рода замедления и эмоциональное спокойствие, чтобы не возникало сильных эмоций, горячих споров во время обсуждения, а выносился только конструктив.

4. Отеческий стиль.

Эмоциональный интеллект для лидера

Лидер выступает в качестве поддержки, опоры для своих сотрудников, своего рода архетип «отца». Такой стиль применим в армии, в период военных действий, для работников экспедиций, вахтовиков, пожарных и скорой помощи.

 Когда стоить применять данное лидерство?

В ситуациях, когда бывает трудно, когда сотрудники или даже вся команда устала и выгорела. В такие моменты не подойдет воодушевляющий стиль, который вызывает радость и агрессию. Здесь необходимы поддержка, сочувствие и философский тон руководителя.

Какие эмоции вызывает у сотрудников?

Часто случается, что лидеры перебарщивают с отеческим стилем, и он превращается в сюсюканье. Важно не просто поддерживать, а занимать мудрую позицию. Не отрицать трудностей, с которыми столкнулся человек или компания. Основная задача – не просто утешить, а напомнить человеку, что у него достаточно внутренних ресурсов, чтобы выдержать испытание.

Действия и навыки лидера?

Здорово иметь в запасе примеры или личные истории о прохождении кризисных ситуаций, которыми можно поделиться. Отеческий стиль – про проявление эмпатии к другим. Важно понимать чувства и переживания других и не обесценивать их. Важным навыком для руководителя с отеческим стилем будет умение задавать вопросы и выслушивать человека.

5. Эталонный стиль.

 Какие эмоции вызывает у сотрудников?

Лидер с таким стилем выступает в качестве эталона, идеала. Сотрудники тянутся к такому руководителю, который обладает уникальными знаниями и навыками, чтобы совершенствовать свои. Правда здесь есть одна ловушка. Если планка слишком высока, то достичь ее порой слишком сложна. Поэтому у сотрудников может падать мотивация, ведь возникает чувство, что незачем даже и пытаться «дотянуться до звезд».

 Когда стоить применять данное лидерство?

Так как это – «быть эталоном»? Этот стиль лидерства идеально подходит при внедрении изменений, когда необходимо продемонстрировать эталон нового поведения. Без хвастовства, мол, «смотрите как у меня идеально получается, а вы никак не можете научиться». Иначе эффект будет прямо противоположный. Эталонный стиль лидерства стоит включать на рутинных работах, которую мало кто хочет выполнять. Например, ежемесячная генеральная уборка. При ее проведении лидер не отсиживается, как надзирающий орган, а вместе с командой занимается рутинными, скучными задачами, чтобы сделать их быстрее. Это может оказаться очень полезным.

 Действия и навыки лидера?

Во время внедрения изменений часто появляется желание вернуть все как было. Такая наша человеческая натура. И именно эталонный лидер первый должен начать и продолжать действовать по новым правилам, даже слегка демонстративно.

6. Коучинговый стиль.

Коучинговый стиль предполагает, что лидер помогает развиваться и поддерживает в этом подчиненного. В отеческом стиле руководитель тоже поддерживает, но не побуждает к действиям, в то время как коучинговый стиль направлен на осуществление сотрудником конкретных шагов к достижению цели.

 Когда стоить применять данное лидерство?

Чаще всего сотрудник приходит к руководителю с какой-то проблемой, а не с целью, с надеждой, что лидер поможет решить эту проблему. И если руководствоваться коучинговым стилем, то лидер не бросается давать советы и пытаться как-то решить ситуацию, а начинает задавать вопросы. «Что ТЫ хочешь, чтобы было вместо этой проблемы?»

 Действия и навыки лидера?

Этот стиль подразумевает веру в потенциал сотрудника и терпение. Нехватка терпения серьезно мешает применению коучингового стиля, так как у руководителя все время нет времени объяснять, дожидаться, пока сотрудник сделает эти самые самостоятельные шаги. Как правило, все проще сделать самому. Последствия такого «лучше и быстрее все сделаю сам» многим известны.

 Какие эмоции вызывает у сотрудников?

Настоящий лидер-коуч вызывает в сотруднике драйв. Желание двигаться к намеченной цели. Когда человек чувствует, что в него верят, помогают перевести проблему в цель, он начинает понимать, в каком направлении двигаться, что делать. Возникает уверенность, что он справится, за счет этого повышается драйв и мотивация.

Эмоциональный интеллект для лидера

Достаточно часто руководители выбирают один из стилей лидерства и следуют ему во всех коммуникациях с сотрудниками. А если кто-то не согласен с этим стилем, то это «не наш человек». Однако люди не машины. Подчиненные могут испытывать различные эмоции в моменте, быть в разных жизненных обстоятельствах. И что подойдет одному, может в корне не подойти другому. Например, на собрании вы применили воодушевляющий стиль, вдохновив бОльшую часть команды, но не всю. С такими людьми надо пробовать применить другие стили руководства, а возможно, пробовать смешение стилей. Это тоже хорошая практика.

Понимание чувств и эмоций других людей – одна из составляющих частей эмоционального интеллекта. Умение вызывать ту или иную эмоцию у сотрудников, подходящую под конкретную ситуацию – один из ключевых навыков сильного лидера.

Возможно, в перечисленных стилях вы узнали себя или своего руководителя? С каким стилем эмоционального лидерства чаще сталкиваетесь вы?

Светлана Павлова - эксперт консалтингового агентства Sabio Service.

4
4 комментария

Коучинг будто панацея какая-то?

1

Безусловно, коучинг - это эффективный стиль лидерства для роста сотрудников, для раскрытия их потенциала. Но он точно не подойдет, например, в момент “пожара”, когда нет времени задавать вопросы, долго рассуждать. Поэтому каждой ситуации свой стиль лидерства.

1

Однозначно беру себе в сохраненные. Очень интересная информация и актуальная.

1