Выгореть нельзя адаптироваться. Как руководителю справляться с выгоранием

Меня зовут Елена Лунева, я заместитель начальника департамента анализа данных и моделирования в Газпромбанке. Вместе с командой я занимаюсь Data Science: строим модели и аналитику для различных подразделений компании. В нашей работе успех зависит не только от профессионализма, но и от того, в каком состоянии находится команда и ее руководитель.

Выгореть нельзя адаптироваться. Как руководителю справляться с выгоранием

Несколько раз в своей жизни я сталкивалась с профессиональным выгоранием как у себя, так и у коллег. Как правило, ничем хорошим это не заканчивалось. Успешный тимлид в эпоху нестабильности и перемен — тимлид без выгорания. Стрессовых факторов в работе хватает, и чтобы расти дальше, нужно научиться справляться со стрессом до того, как он превратится в полное истощение.

Тут нужно сделать важную ремарку. Выгорание — это не про «устал — отдохни». Если долго и упорно игнорировать «звоночки», кончится плохо: под откос может пойти не только карьера, но и личная жизнь, и здоровье. Говорю об этом не как сторонний наблюдатель-теоретик: в моем случае все однажды закончилось больницей. Диагноз поставили медицинский, а настоящая причина — последняя стадия выгорания. Но до нее было еще три, на которых все последующие можно предотвратить.

Я научилась замечать первые признаки проблем и работать с ними. Здесь хочу поделиться своим опытом и дать несколько советов коллегам-руководителям.

Стадии выгорания

Как ни парадоксально, первая стадия характеризуется повышенным энтузиазмом. Человек упорно работает, тратя на задачи не только рабочие часы, но и свободное время. Задачи выполняются и даже перевыполняются, но на деле такой энтузиазм — предвестник второй стадии.

На второй стадии человек все еще пытается сохранить разгон, но к энтузиазму подмешивается постоянная усталость и тревога, и в итоге сотрудник переходит к третьей стадии, которую еще называют «обратимым истощением». Клиенты и коллеги становятся на одно лицо, а работа превращается в рутину, делать которую человек вынужден «из-под палки», он становится равнодушным к неформальному общению с коллегами и отстраняется от всего, что связано с работой.

На четвертой появляется раздражение, которое начинает транслироваться на коллег, подчиненных и клиентов. Проблемы возникают не только в работе, но и в личной жизни, а чуть позже они начинают сказываться на здоровье. Самое неприятное, что обычно выгоревший человек не видит проблем, хотя при взгляде со стороны они сразу бросаются в глаза.

Когда выгорает сотрудник — это плохо, но масштаб последствий ограничен его личной жизнью, а в профессиональном смысле — его зоной ответственности на работе. Если выгорел руководитель, то это плохие новости и для него самого, и для команды.

Как тимлиду распознать выгорание и что с ним делать

Распознать симптомы выгорания на ранних этапах довольно сложно — они не проявляются сразу, а переход от стадии к стадии происходит, как правило, плавно. Но их все равно можно заметить. Если вы вдруг стали засиживаться в офисе допоздна, брать на себя больше задач, чем обычно (и чем было оговорено), то это повод для саморефлексии о балансе рабочего и личного времени.

Если вы замечаете за собой, что чаще стали проявлять агрессию или раздражение, настаивать на верности своих утверждений, не аргументируя их, то это уже почти стопроцентный маркер поздних стадий выгорания и повод для принятия срочных мер.

Каких именно — открытый вопрос, иногда у выгорания могут быть внешние причины. Например, на одной из моих предыдущих работ мы всей командой столкнулись с враждебным поведением смежной команды, устранить которое по определенным причинам было нельзя. В итоге выгорели все, а проблема решилась только сменой работы. Но чаще причина выгорания кроется в самом «выгорельце».

Часто люди неверно интерпретируют собственное эмоциональное состояние, неправильно устанавливают причинно-следственные связи. В том числе поэтому глубоко выгоревшие сотрудники не замечают истинных проблем, а искренне уверены, что причиной раздражения являются внешние факторы: коллеги, начальство, подчиненные. Есть, конечно, легитимные поводы для раздражения — это когда, например, происходит нарушение личных границ, либо если коллеги или партнеры продавливают какое-то решение, не заботясь о последствиях. В таких случаях раздражение и умеренная агрессия — адекватная реакция. Но когда человек раздражается на каждого первого, причина едва ли в личных границах.

Поэтому для работы с выгоранием очень важно уметь и не лениться следить за собственным эмоциональным состоянием и правильно устанавливать его причины в каждый момент времени. Иногда это весьма просто: достаточно ответить на вопросы о том, сколько времени в этом месяце вы провели за работой, а сколько — за приятными личными делами, общением с семьей и друзьями. Если ответы выявят дисбаланс, то, скорее всего, он и является одной из причин выгорания. Однако лучше всего превратить это в рутинную практику и регулярно делать несколько конкретных действий.

Регулярные замеры

Приучите себя измерять уровень выгорания хотя бы раз в месяц (можно чаще, если стресса объективно много). Для этого есть удобные опросники Маслач или Бойко в электронном виде. В них есть разные шкалы, но нас прежде всего интересует интегральная.

Если ваш уровень выгорания по результатам любого из тестов превышает 0.5 по интегральной шкале, необходимо признать, что вы не справляетесь со стрессом и что вам нужна новая стратегия его преодоления.

Сделать паузу

Чтобы переключиться и попробовать заново решить проблему, которая является источником длительного стресса, нужно сделать паузу. Пауза может быть разной — в зависимости от вашего состояния и текущих возможностей отвлечься от рабочих процессов:

  • свободный вечер, который вы проведете офлайн на пробежке в парке, или пара часов катания на велосипеде, или созерцательная прогулка без отвлекающих факторов;
  • выходные, которые вы не будете проводить «с пользой», а целиком посвятите себе и своему восстановлению;
  • дэй-офф на неделе, если чувствуете, что можете не выдержать до выходных, или на выходных уже есть дела, от которых нельзя отказаться;
  • недельный или двухнедельный отпуск. В этом случае важно поставить себе цель максимально отдохнуть и восстановиться от стресса. Вы не решите накопившиеся ранее проблемы в «старом» состоянии сознания, которое их породило.

Найти поддержку

А еще понадобится эмоциональная поддержка от близких и друзей. Не стесняйтесь просить ее — это нормально. Более того, это важный навык. Только не пытайтесь переложить на них решение проблемы. В первую очередь нужна поддержка именно эмоциональная. Если же этого мало, помощь можно получить в терапевтической группе или у психотерапевта.

Да, просить помощи может быть сложно. Особенно лидерам, привыкшим, что решение большинства вопросов зависит от них самих. Еще может мешать стереотипичная установка «я ж не псих, сам справлюсь». Не справитесь. С ментальным здоровьем как с физическим: если сломана рука, вы не лечите ее сами, а идете к врачу и просите друзей помочь с делами, которые одной рукой сделать не можете. Здесь то же самое.

Обдумать новый подход к решению проблемы

Важно: не делайте этого во время паузы. Она не для этого — и нужна чтобы дать себе выдохнуть. Решение надо искать уже со свежими силами, после «перезагрузки». Если придумать новый подход все равно не получается — устройте мозговой штурм с командой (если вызов можно обсуждать с командой). Соберите мастермайнд-группу из разных людей, поделитесь проблемой и послушайте их идеи. Обратитесь к ментору, руководителю или другому тимлиду, которому вы доверяете, попросите совета и поддержки.

Решение проблемы

Если идеального решения найти не получилось, найдите временное. Такое, которое удовлетворит вас внутренне и которое не будет дальше сосать из вас соки, приводя к застреванию в дистрессе. А через одну-две недели сделайте повторный замер состояния по одному из опросников.

Регулярный контроль состояния и самоподдержка

«Ладно, все эти советы отличные, но мне не помогут. Я уже настолько в своем истощении преисполнился, что хочу просто уйти в никуда». Если посещают такие мысли, то, скорее всего, это значит, что вы уже очень далеко зашли по дороге выгорания.

В такие моменты важно остановиться и вспомнить: как все начиналось? Почему именно эта работа, эта компания? Какие ценности были важны для вас тогда и что из этого все еще греет душу? Иногда это помогает понять, где мы сейчас и куда хотим двигаться дальше. И, возможно, ответ не в том, чтобы сжигать мосты, а в том, чтобы найти путь обратно к тому, что когда-то вдохновляло.

Иногда люди пытаются спастись от выгорания, с головой уходя в хобби. Выглядит логично: работа высасывает энергию — любимое дело должно ее восполнять. Но тут есть подвох — выгореть можно и от хобби. Знаю это по своему опыту.

Я занимаюсь верховой ездой, и у меня было две лошади. В какой-то момент я загнала себя в жесткие рамки: тренировки три раза в неделю, без оправданий. Неважно, стою ли в пробках два часа, льет ли дождь, завал ли на работе — я должна быть в седле. Какое-то время я держалась за свое расписание, пока однажды не поняла — меня просто тошнит от мыслей о верховой езде. В итоге продала одного коня, а со вторым мы пришли к компромиссу: никакого «должна». Тяжелый день? Пробки? Нет настроения? Значит, сегодня не едем. Стало легче.

Другими словами, хобби, которое вроде бы должно спасать от стресса, само становится его источником. Меняются декорации, но механизм один и тот же: мы взваливаем на себя непосильную ношу, а потом упрямо тащим ее, пока не падаем без сил. Поэтому так важно вовремя прислушиваться к себе и задавать правильные вопросы.

Кто-то скажет: «Да как тут не выгореть с такой нагрузкой?» И будет прав. Сложные проекты, амбициозные цели, ограниченные ресурсы — это реальность любого бизнеса. И это всегда влияет на баланс личного и рабочего времени. Но здесь важно помнить: почти всегда можно что-то перестроить. Где-то увеличить сроки, где-то привлечь коллег из смежных команд. Главное — не идти путем героического «потерплю, вот закончим проект — станет легче». Лучше следить за своим состоянием и принимать меры до того, как накроет с головой.

Как помочь подчиненным

Когда вы разберетесь с собственным выгоранием (и только тогда!), у вас появится возможность помочь другим. Нередко бывает, что выгорающий сотрудник просто не знает, в чем дело, и ваша помощь как руководителя может быть очень кстати.

Из внешних симптомов выгорания наиболее заметна деперсонализация: раздражительность, цинизм, безразличие к качеству работы, конфликтность, особенно если все эти виды поведения обычно сотруднику не свойственны. Например, когда в коде обычно требовательного к качеству разработчика на код-ревью обнаруживаются ошибки, а его ответ звучит в духе «да и так нормально». Возможно, ваш разработчик выгорел.

В такой ситуации лучше поговорить напрямую. Как я уже говорила выше, многие (особенно в IT) вообще не умеют распознавать выгорание. Иногда просто назвать проблему своим именем — уже полдела. Для уверенности можно посоветовать сотруднику пройти опросник.

Если сотрудник признает проблему, следующий шаг — поиск причин. Их может быть много: от банальной перегрузки до более сложных факторов. Постоянный стресс, конфликты с коллегами или клиентами, размытые границы ответственности, нехватка полномочий… Или просто ощущение, что вкладываешь больше, чем получаешь взамен — как в плане денег, так и в плане результата.

Если источником выгорания служит конфликт с коллегами, бывает полезно попробовать встать на другую сторону. За раздражением коллеги часто прячется что-то еще: может, он переживает за качество своей работы, которая зависит от других коллег. Или боится получить критику начальства. Когда понимаешь, что за чужим криком стоит страх или бессилие, становится легче проявить сочувствие.

Обязательно нужно предложить конкретную помощь и варианты смягчения симптомов — отпуск или, может быть, другой проект. И непременно посоветовать обратиться к психологу. Это важно: выгорание, как и другие психологические проблемы, требует профессиональной помощи.

И последнее, но не менее важное, — поддержка. Скажите сотруднику, как вы цените его работу. Что видите его усилия. Поблагодарите за профессионализм. При выгорании люди часто теряют способность видеть свои достижения. «Да ничего особенного я не сделал», — это принижение собственных достижений и собственной значимости, один из компонентов выгорания, наряду с истощением и деперсонализацией. И именно вы, как руководитель, можете помочь человеку снова увидеть ценность своей работы.

Проблема без достаточного внимания

К сожалению, в России к выгоранию все еще относятся по принципу «сам заболел — сам лечись». И это при том, что во многих странах оно официально признано заболеванием и включено в Международный классификатор болезней (11 версия). Там с выгоранием можно спокойно уйти на больничный — как с простудой или гриппом.

Между тем даже самые блестящие профессионалы в состоянии выгорания постепенно теряют продуктивность и в итоге просто уходят. А в условиях кадрового голода (особенно в IT) — это настоящая катастрофа.

Надеюсь, советы из этой статьи помогут руководителям по-новому взглянуть на проблему выгорания. Ведь сохранить в команде ценного сотрудника гораздо проще, чем потом искать ему замену. А главное — это просто по-человечески правильно.

2 комментария

Есть способ.

Ответить

Полезная тема, особенно для руководителей. Выгорание — это реальный вызов, и важно понимать, что бороться с ним нужно не только отдыхом, но и изменением подхода к работе. Например, делегирование задач и расстановка приоритетов могут серьёзно снизить нагрузку. Ещё важно регулярно пересматривать цели: иногда выгорание происходит, потому что мы тратим энергию на задачи, которые не приносят результата. Лично мне помогает чёткое планирование времени и обязательные паузы в течение дня. И, конечно, поддержка команды: когда есть взаимопонимание и доверие, справляться с выгоранием намного легче.

Ответить