Саботаж на рабочем месте: как распознать предателя в своей команде?

Я всегда считал, что современные технологии — это не просто инструмент, а настоящий катализатор изменений для компании. Однако мой опыт работы в одной организации научил меня - что бы ни говорили о преимуществах цифровизации, всегда найдется противник, который будет саботировать этот процесс. И, как показывает практика, часто это идёт из личных интересов.

Саботаж на рабочем месте: как распознать предателя в своей команде?

В одной из компаний, в которой я занимался автоматизацией бизнес-процессов, я столкнулся с ярким примером такого саботажа. Эта компания находилась на пороге масштабных изменений. Впереди были планы по внедрению новых программных решений, цифровизации документооборота и так далее. Однако, как только вопрос стал более конкретным, я заметил, что один человек оказал мощное сопротивление всем этим инициативам.

Этой дамой была финансовый директор - женщина в возрасте, которая проработала в компании более 20 лет. За её спиной была солидная экспертиза, бесспорно, но буквально за каждым её предложением, чтобы оставить всё, как есть, я чувствовал не просто усталость, а тоску по привычному. Она не хотела переучиваться. Каждый раз, когда мы представляли новое решение, оно отсекалось на стадии обсуждения.

"Зачем нам менять то, что работает?" — негодовала она всякий раз. На вопрос, насколько эффективно работает текущая система, она обращала внимание на историю, а не на факты: "Ни один робот не заменит опыт".

Искусство поиска причин
Я стал наблюдать за тем, как она превращала каждую идею в список трудностей и проблем. Замена старого программного обеспечения на новое — это слишком долго, в этом нет смысла и, к тому же, запуск нового может вызвать сбои. Более того, она даже начинала делать акцент на том, что внедрение новых технологий может привести к непредсказуемым последствиям, и, вместо того чтобы решать проблемы, мы на протяжении нескольких месяцев лишь обсуждали их на собраниях, "переливая из пустого в порожнее".

Самое комичное заключалось в том, что, когда к ней обращались с вопросами, она всегда объясняла, как именно новые технологии могут повлиять на эффективность, но тут же заставляла вникать в недостатки и риски. Я понял, что такой подход был направлен не только на защиту, но и на личные интересы: как бы ни сложилась ситуация, финансовый директор оставалась в зоне комфорта. Никаких изменений — никаких проблем.

Золотая середина или как прозрачность испаряется
Иногда цифровизация наталкивается не только на личные интересы, но и на реальные проблемы, связанные с прозрачностью процессов. Особенно, когда внедрение новых систем требует от сотрудников показателей, которые они ранее могли скрыть. В нашей компании, помимо финансового директора, были ещё несколько людей, которые понимали, что новые технологии могут выявить некоторые "нестыковки" в их работе.

К примеру, начальник отдела закупок — тоже старожил компании, который находил способы минимизировать свои риски и увеличивать собственную значимость в процессе работы с поставщиками. Как только появилась идея провести полную автоматизацию закупок с интеграцией всех данных, она была встречена с агрессией. Вдруг все начнут видеть, какие сделки являются выгодными, а какие нет, и, возможно, сами сотрудники в этой цепочке могут оказаться под угрозой увольнения.

Так, в результате растянувшихся дебатов, мы отошли от идеи полной прозрачности в направлении мнимой "безопасности". Каждый из них боялся потерять контроль и саботаж стал общей стратегией сохранения статуса-кво. Наша команда слегка скучала по откровенному обсуждению, в то время как замкнутый круг недостатков и недостатка доверия только продолжал расти.

Итог: Личные интересы против общего блага
Мой опыт в этой компании — это яркий пример саботажа цифровизации, который подчеркивает, как мнение одного человека может быть сильно искажено личными интересами. Эта женщина, находясь на вершине принятия решений, но не имея в себе желания адаптироваться к изменениям, оправдывала свои действия размышлениями о мощности и надежности старых методов. На самом деле, я не могу винить её за эти чувства — как любой другой человек, она просто выбирала комфортную и непротиворечивую для себя зону.

Однако важно понимать, что любые корпоративные решения должны приниматься с учетом общей пользы и желаемого прогресса. В таких условиях нужно понимать, насколько важно вести за собой команду, а не подстраиваться под ее страхи.

Цифровизация в компании — это не просто тренд, это необходимость. Но что касается человеческого фактора, идущего за этим, здесь важно помнить - мы все имеем свои страхи и слабости, и необходимо работать над их преодолением ради общего блага. Надо обладать храбростью не только внедрять новые технологии, но и быть готовым бороться с теми, кто хочет вернуть нас назад в старое, привычное время. Мы все должны понимать, что изменения — это не угроза, а возможность расти, развиваться и достигать большего вместе.

В своем Telegram-канале я рассказываю о проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели и IT-команды, а также о том, как их избежать. Присоединяйтесь 👋

11
Начать дискуссию