44% ИТ-специалистов хотят работать в финтехе

За последние два года российские ИТ-специалисты начали менять свою сферу труда: они выбирают финтех, предпочитают ИТ-подразделениям ИТ-компании, а также меньше интересуются венчурными проектами. Об этом стало известно из исследования 2024 года «Исходный код идеальной работы ИТ-специалиста» от кадрового агентства ГК Selecty и сервиса «Работа.ру».

44% ИТ-специалистов хотят работать в финтехе

Сообщается, что три главных направления развития профессиональных ИТ-специалистов (93% опрошенных находятся на уровне «мидл» и выше) – финтех (44%), интернет-сервисы (31%), телекоммуникации и связь (24%).

«Однако имеет смысл рассматривать “победителей” в контексте синергии – грани между сферами постепенно стираются, и мы имеем дело с глубоким взаимным проникновением некогда непересекающихся бизнесов, укрупнением главных рыночных игроков за счет «пограничных» экономических сегментов (с помощью фондовых инструментов или M&A) и создания собственных экосистем, в том числе с элементами финтеха. Все это нуждается в значительном числе квалифицированных кадров, недостаток которых отрасль все еще ощущает. И в этой ситуации даже очень крупным работодателям приходится искать новые подходы и проявлять максимальную гибкость и индивидуальный подход», – сообщили в результатах исследовании.

Так, «Ростелеком» еще в прошлом году начал инвестировать средства в развитие собственных видеосервисов, облачных систем, а также в производство электроники. Кроме того, в сегменте цифровых сервисов за год выручка выросла в 1,5 раза. Все это потребовало притока айтишников, для чего понадобилось менять даже критерии подбора.

«Если раньше мы были известны исключительно как интернет-провайдер, то сегодня мы охватываем множество сфер. Это увеличило интерес к нашим вакансиям, но мы видим дефицит квалифицированных кадров – рынок перенасыщен “джунами”. Поэтому мы создаем стажерские программы и различные формы внутреннего обучения, позволяющие талантливым специалистам расти и даже менять карьерное направление в компании. Нам приходится реагировать на реалии – в некоторых случаях, учитывая узость сегмента, мы осознанно снижаем требования, чтобы не упустить талантливых специалистов. В других случаях мы добавляем дополнительные этапы интервью, чтобы привлечь наиболее подходящих кандидатов. Однако главный приоритет – упрощение процесса, чтобы сделать его максимально комфортным и доступным для соискателей», – сообщила Инесса Кусь, руководитель подбора направлений «Бэк-офис», «Информационные технологии» «Информационная безопасность» компании «Ростелеком».

В исследовании отмечается, что в условиях дефицита кадров компании используют разные стратегии привлечения соискателей на свои вакансии. Сотовый оператор «Т2» (ex.«Tele2»), консолидированный в «Ростелеком», уделяет внимание не только внутренним процессам, но и маркетинговым инструментам, ИИ-технологиям.

«Количество откликов по ИТ-специальностям ежегодно растет. Это связано с популяризацией и продвижением направления и обусловлено усилением ИТ-бренда “Т2” как работодателя. Чтобы ускорить и упростить подбор (это помогает удержать внимание потенциального работника, который имеет обычно несколько офферов на руках), несколько лет назад мы внедрили преонбординг-чат-бот, который поддерживает кандидатов с момента предоффера до выхода на работу. Он помогает потенциальным сотрудникам принять правильное решение о следующем карьерном шаге и подготовиться к разговору с текущим руководителем», – сообщила Лилиана Чижова, руководитель службы по привлечению, оценке и развитию талантов «Т2».

Банки также расширяют сферы интересов, инвестируя в связь, Hi-Tech и ИИ. Кроме того, компании вкладываются во внутреннее обучение и выращивание кадров, что ценится ИТ-соискателями.

«Проблема в том, что ИТ-курсы и школы переполнили рынок труда “джунами” при не всегда достаточном качестве их знаний. В итоге индекс hh в ИТ (соотношение активных резюме к активным вакансиям) за последние годы составляет 15,5 для “джунов”. Тогда как для “мидлов” он около 2, а для “сеньоров” – 0,7. В этой ситуации нам приходится работать в нескольких направлениях – для внутреннего конкурса и дальнейшего продвижения внедрять карьерные треки (матрицы) для “джунов”, развивать и поощрять (материальной и нематериальной мотивацией) наставничество “сеньоров” и “мидлов” и стараться удерживать их в компании. Чтобы справиться с кадровым голодом, пришлось перейти на one day offer (ODO), когда кандидата проводят по всем этапам собеседований за один рабочий день, чтобы в конце либо выставить оффер, либо отказать. Главный и бесспорный плюс – скорость и прозрачность. Главный минус – тоже быстрота решения», – добавила Ольга Шевелова, HRD «ПСБ Лаб» (ИТ-компания ПАО ПСБ).

Дефецит кадров и уход ИТ-специалистов с высокой квалификацией в более перспективные и взаимопроникающие финтех, телеком и онлайн-сервисы вызвал переформирование рынка. Так, стартапы, образовательные проекты и массмедиа больше не могут конкурировать с компаниями-гигантами, которые могут привлекать лучший персонал за счет огромных собственных ресурсов.

«Если говорить о стартапах, то здесь все не столь однозначно. Они сегодня находятся в двойственном положении: с одной стороны, “выстрелившие” команды, показавшие заметный результат в развитии, с интересными идеями и продуктами просто скупаются теми же банками или крупными ИТ-компаниями вместе с персоналом. С другой – именно они являются своего рода генераторами талантов, которые потом переманивают гиганты. В любом случае соревноваться на этом поле на равных у юных организаций не получится – слишком велик перекос на рынке труда, выросшие сотрудники обычно не долго ждут оффера с кратно более высоким вознаграждением, чем может предложить стартап», – считает Эдуард Долголев, коммерческий директор ГК Selecty, специализирующейся на рекрутинге и аутсорсинге ИТ-персонала.

В медиа потеря интереса обусловлена изменением информационного поля, практически полностью сместившегося в социальные сети, функционирование которых обеспечивается ИТ-корпорациями.

«Наши исследования показывают, что маркетологам в 60,6% случаев удается донести информацию о брендах через соцсети, а лишь в 37,8% – через средства массовой информации. Конечно, конкуренция со стороны средств массовой информации не проиграна окончательно, но цифры впечатляют, поэтому потерю интереса ИТ-специалистов к традиционным СМИ легко объяснить», – рассказал Сергей Пархоменко, генеральный директор коммуникационного агентства «Идеи&Решения».

Эксперты также отметили рост интереса ИТ-специалистов к сфере гостеприимства. «Растущий интерес к сфере гостиничного и ресторанного бизнеса связан с оживлением внутреннего туризма, уходом с рынка глобальных сервисов планирования путешествий и растущим спросом на реабилитационные и рекреационные услуги. Сейчас в отечественную рекреационную сферу и смежные с ней сегменты идут большие, в том числе и государственные, деньги, поэтому на настоящий момент это достаточно перспективная отрасль, особенно в регионах», – рассказала Дарья Кудрявцева, директор по персоналу ГК Selecty.

Начать дискуссию