Инженеры будущего или кассиры? Почему молодёжь не спешит на производство
Недавно премьер-министр Михаил Мишустин встретился с гендиректором "Сибура" Михаилом Карисаловым. Они говорили о том, как важно привлекать молодых специалистов на производство. "Сибур" сотрудничает с учебными заведениями, создавая "Сибур-классы" в школах, участвуя в программе "Профессионалитет" для колледжей и открывая магистерские программы в вузах. Всё это направлено на то, чтобы молодые люди выбирали инженерные специальности и оставались работать в компании.
На первый взгляд, всё круто: компания вкладывается в образование, работает с молодёжью, создаёт возможности для профессионального роста. Но давайте разберёмся, как обстоят дела в реальности. Действительно ли молодёжь готова идти на заводы и в НИИ, а главное — что её там ждёт?
Инженерное образование в России: спрос vs реальность
По данным Министерства науки и высшего образования, за последние два года интерес к инженерным направлениям вырос на 7%. Это связано с запросом промышленности и мерами, направленными на повышение привлекательности инженерного образования. С другой стороны, этот рост — капля в море. Дефицит технических специалистов в стране уже достигает сотен тысяч человек. В некоторых отраслях (например, нефтехимия, машиностроение, электроника) кадровый голод ощущается особенно остро.
Сравним с мировыми трендами. В Германии, США, Китае ставка делается не только на подготовку инженеров, но и на создание привлекательных условий труда. А у нас?
Деньги решают всё?
редняя зарплата инженера в России составляет около 57 160 рублей. В небольших компаниях она может быть около 34 300 рублей, а в крупных — до 80 030 рублей.
Для сравнения:
🔸США: 58 481 долларов в год (примерно 350 000 рублей в месяц)
🔸Германия: 74 346 долларов в год (около 440 000 рублей в месяц)
🔸Китай: 35 000 — 50 000 долларов в год (примерно 215 000 — 310 000 рублей в месяц)
Разница более чем ощутимая. Конечно, нельзя сравнивать напрямую, но факт остаётся фактом: российские инженеры получают гораздо меньше своих зарубежных коллег, а значит, конкурировать за таланты сложно.
Интерес молодёжи: куда смотрят выпускники?
Раньше работа инженера воспринималась как престижная. Сегодня же молодёжь выбирает IT, финансы, маркетинг, потому что там больше возможностей для быстрого роста и заработка. По опросам ВЦИОМ, только 18% выпускников школ всерьёз рассматривают технические профессии. Остальные ориентируются на более "гибкие" сферы, где не требуется столько лет учёбы и можно работать удалённо.
Что мешает развивать инженерные специальности?
🔸Низкие зарплаты.
Мы уже обсудили, что уровень доходов инженеров в России не слишком привлекателен.
🔸Слабая популяризация профессии.
В школе о современных технологиях рассказывают скучно, а о перспективах работы инженерных специальностей многие вообще не знают.
🔸Отсутствие карьерных перспектив.
В IT-сфере можно стать сеньором за 3-5 лет, а вот в машиностроении или нефтехимии часто приходится десятилетиями пробиваться наверх.
🔸Ограниченные возможности релокации.
Если хороший айтишник может уехать работать в Европу или США, то инженеру сделать это гораздо сложнее.
Что делать?
Если действительно хотим, чтобы молодёжь шла в промышленность, нужно менять не только систему образования, но и сам подход:
🔸Поднимать зарплаты до конкурентных.
🔸Развивать современные технологические кластеры.
🔸Внедрять механизмы быстрой адаптации молодых специалистов на производствах.
🔸Популяризировать инженерные специальности через медиа, блогеров, успешные кейсы.
Сама идея вовлечения молодёжи в реальный сектор экономики правильная, но если не решать базовые проблемы, то даже самые крутые образовательные программы не дадут нужного эффекта. Молодёжь хочет видеть перспективы, а не просто "участвовать в программе".
Продолжать можно долго. Просто жаль, что вместо популяризации инженерного мышления в образовательных учреждениях деньги сейчас вкладывают на популяризацию совсем другого занятия...
А ты что думаешь? Стоит ли идти в инженеры в 2025 году? Пиши в комменты!
Ваш Оптимизатор⚙
Больше интересной информации в моем телеграмм-канале по ссылке.
Мои статьи о текущей ситуации в промышленности, которые ты мог пропустить: