Как коллеги делают вид, что не поняли задачу, чтобы спихнуть её на вас
💼 «Ой, я что-то не совсем понял, можешь ещё раз объяснить?»
💼 «Слушай, это явно лучше у тебя получится, у меня с этим проблемы…»
💼 «Ты же уже делал такое, а я тут в первый раз. Поможешь?»
Если слышали эти фразы — поздравляю, вами пытаются манипулировать. Это называется «случайное непонимание» — одна из самых хитрых корпоративных уловок. И если вы не умеете её вовремя распознавать, то гарантированно окажетесь человеком, который делает за всех.
Меня зовут Марина Акчурина, я юрист частной практики (в прошлом юрист международной юридической фирмы Cleary Gottlieb) с опытом более 17 лет и бизнес-тренер по переговорам. Я сама веду переговоры, консультирую, преподаю и делюсь многими переговорными приемами и историями в своем ТГ-канале "Переговорная мастерская".
Как работает эта манипуляция?
Главная цель — сделать так, чтобы вам стало проще сделать задачу самому, чем объяснять другому.
СХЕМА ПРОСТА:
- Человек создаёт иллюзию, что он «не справится» или «не понимает».
- Вы чувствуете себя профессионалом (вас же считают экспертом, надо помочь!).
- Вы тратите время на объяснение.
- В идеале для манипулятора — вы просто махнёте рукой и скажете: «Давай, я сам сделаю».
И вот вы уже выполняете чужую работу, а коллега избежал лишнего напряга.
Как понять, что вами манипулируют?
- Человек «не понимает», но не задаёт уточняющих вопросов.
Настоящие вопросы звучат конкретно: «Как именно оформить отчёт? Где взять данные?»
- Он «не понял», но при этом не пробует сделать сам.
Настоящий сотрудник сделает черновой вариант и попросит вас проверить, а не скинет всю работу.
- Это происходит систематически.
Он не «не понял», он просто не хочет.
Что отвечать, чтобы задачу не спихнули на вас?
- «Попробуй сам, а я потом проверю» — лучший вариант для «непонимающих».
«Давай ты разберёшься с этим, а если что-то непонятно — конкретный вопрос ко мне» — сразу отсеивает «случайных забывчивых».
«Ты уже пытался сделать? Покажи, что получилось» — заставляет манипулятора поработать.
«Моя задача — объяснить, а не делать за тебя» — жёстко, но честно.
«Так, ты не понял… или не хочешь понимать?» — если коллега манипулирует нагло.
Как не стать удобной мишенью?
✅ Фильтруйте, кому помогать.
Если коллега "не понимает" только тогда, когда выгодно — это манипуляция.
✅ Не делайте за других, даже если кажется, что «быстрее самому».
Один раз согласитесь — станете «добрым спасателем» на все случаи жизни.
✅ Говорите коротко, уверенно.
Чем больше оправдываетесь, тем больше вас давят.
❓Кто-то уже пытался так на вас «повесить» работу?
❓ Как отказывались?
Делитесь историями в комментариях, а если хотите разбирать ещё больше манипуляций — это мы делаем в "Переговорной мастерской".
Чат дпт уже как человека почти пишет :)