Ловушка экспертности: когда твой опыт работает против тебя

В этом материале поговорим о том, чем является опыт для сотрудника: ценным активом или ловушкой, которая мешает двигаться вперёд

Ловушка экспертности: когда твой опыт работает против тебя

Иногда встречаешь человека, обладающего глубокими знаниями в какой-то области, только вот область уже безбожно устарела. Даже удивляешься, что где-то она ещё актуальна. И вот он, настоящий эксперт, знает своё дело вдоль и поперёк. Проблема в том, что сам рынок давно ушёл вперёд.

Почему так происходит?

Чем больше опыта набирает специалист, тем сильнее появляется ощущение: «Я уже знаю всё, что мне нужно». Новое кажется сырым, непроверенным, а самое неприятное — оно позволяет кому-то молодому и неопытному получать те же результаты с меньшими усилиями. Где-то в глубине души гложет чувство, что «так не должно работать», и на всякий случай проще это отвергнуть.

А если новая технология ещё не слишком распространена? Тогда её можно просто игнорировать. Но вот она уже становится стандартом, а ты внезапно понимаешь, что поезд ушёл. Запрыгнуть в него можно, но куда сложнее, чем если бы начал разбираться раньше.

Когда ловушка захлопывается

Это особенно болезненно для тех, кто долгие годы работает в стабильной среде. Например, поддерживает сложное легаси или живёт внутри процессов, которые всех устраивают — в монополиях, крупных корпорациях, госструктурах. Здесь экспертность даёт комфортную зону: ты незаменим, тебя ценят. Вот только мир снаружи меняется.

В IT вообще отдельные законы. Здесь действует правило, описанное в Алисе в Зазеркалье: «Тут, понимаешь, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, надо бежать вдвое быстрее». Остановился — уже отстал.

Опыт: актив или ловушка?

Опыт, конечно, остаётся ценным активом. Более того, часто именно он помогает принимать правильные решения на интуитивном уровне. Но если не подпитывать его новыми знаниями, он превращается в клетку.

Одна из лучших стратегий — не терять в себе ученика. Исследования показывают, что обучение в любом возрасте улучшает когнитивные способности и снижает риски деградации мозга. Если даже в 70 лет полезно осваивать что-то новое, то в 30-40 уж точно нет причин останавливаться.

Ну так что, ты продолжаешь движение вперёд, находишь новые пути развития и адаптируешься к изменениям? Или уже присел на обочине, наблюдая, как мир уходит вперёд, надеясь, что ещё будет шанс запрыгнуть в последний вагон?

Подписывайтесь на мой телеграм-канал — там я пишу чаще

1
2 комментария