Капризный гений или надёжный середнячок: где найти фрилансера и как его выбрать
Бюджет, выделенный на решение той или иной задачи, никогда не бывает неограниченным, и с развитием интернета и глобальных коммуникаций весьма популярным выходом становится аутсорсинг.
Но выбор подходящего исполнителя может обернуться серьёзной головной болью, а допущенные ошибки – потерей времени и денег.
Вместе с фриланс-биржей EasyBusy попытаемся разобраться, как найти надёжного специалиста и решить нужную задачу, не сойдя с ума и не нанеся ущерба своей компании.
Профессиональные сетевые тусовки
Сетевые сообщества есть у каждой из творческих профессий и даже специализаций, и они могут стать кладезем полезной информации и эффективным инструментом поиска талантливых специалистов. Читая обсуждения конкретных проблем и рабочих ситуаций, которыми делятся специалисты, вы можете не только найти себе подходящего кандидата, но и оценить его знания, профессиональный уровень, стиль общения и даже получить представление о его человеческих качествах.
Где пасутся гуру
Лучше всего использовать несколько вариантов сразу — разумеется, с учётом их особенностей.
Сайты для профессионалов («витрины»)
Если вы ищете дизайнера, иллюстратора или фотографа, то увидеть «товар лицом» и связаться с выбранным специалистом можно на таких порталах, как Behance и Dribble.
Если вам нужен программист, то лучше всего его искать на GitHub или BitBucket, где можно посмотреть, какие проекты он выполнял и в каких участвовал. В случае, если вы находитесь в поиске исследователя, вам пригодятся такие порталы, как ResearchGate и Academia.edu.
Плюсы и минусы:
- Получив представление о прошлом опыте подходящего специалиста, вы тем не менее не сможете оценить ни его работоспособность, ни обязательность, ни умение коммуницировать с заказчиком и обрабатывать обратную связь.
- Возможности торга по поводу справедливой стоимости той или иной работы также существенно ограничены.
- Некоторые из указанных порталов поддерживают размещение объявлений о найме на временную или постоянную работу, так что есть ненулевой шанс «поймать» хорошего специалиста, который прямо сейчас находится в активном поиске.
Форумы и группы в социальных сетях
Подфорумы r/freelance или r/design на популярной платформе Reddit – признанное место общения тех, кто интересуется дизайном и визуальными искусствами или осваивает эту область. Вы можете поучаствовать в обсуждении, задать интересующий вас вопрос и получить на него квалифицированный ответ от множества участников. Не исключено, что автор самого содержательного ответа может быть заинтересован в приглашении на ваш проект. Подфорум r/forhire позволяет опубликовать свою задачу или вакансию и вступить в обсуждение с потенциальными исполнителями.
Специализированные группы есть и на LinkedIn — например, Freelance Writers или Freelance Graphic Designers. При этом у большинства пользователей заполнены разделы с послужным списком и компетенциями, часто подтверждаемые оценкой других пользователей, что позволяет в каком-то приближении получить объективные или почти объективные данные о том или ином специалисте.
В Telegram существует несколько каналов, посвящённых фрилансу и поиску специалистов (например, Мир Креаторов | Креаторы) и групп, где можно опубликовать свою вакансию или проект (вроде Хоум офис | Удалёнка | Фриланс). Но, как это часто бывает на данной платформе, лента быстро убегает вверх, и совсем не факт, что на ваше объявление откликнутся. Есть и специализированные боты, но об их эффективности достоверных сведений нет.
Плюсы и минусы:
- Поиск специалиста в социальных сетях – дело непростое и крайне трудозатратное. Можно провести дни и недели, пытаясь заинтересовать кого-то своей вакансией или проектом, и в результате уйти с пустыми руками.
- Социальные сети позволяют связываться с интересующим специалистом без вмешательства и ограничений, свойственных биржам и маркетплейсам, но многие пользователи не активны на этих платформах, особенно когда загружены, так что оперативность обычно довольно низкая.
- На таких платформах, как Telegram или Reddit, пользователи скрыты за своим аватаром и совершенно не обязательно являются теми, за кого себя выдают.
Мастер-классы и вебинары
Это относительно экзотический способ, но отнюдь не бессмысленный. В каждой профессиональной области есть свои звёзды и гуру, который часто охотно делятся опытом с остальными, при этом, как правило, первое или вводное занятие/лекция – со свободным доступом.
Записавшись на такой вебинар или лекцию, можно попробовать задавать вопросы спикеру по нужной тематике, указав подробности и тем самым заинтересовав присутствующих своим проектом или вакансией.
Отраслевые конференции, круглые столы и т.п.
Если вы хотите найти себе специалиста, что называется, из верхнего эшелона, а тем более руководителя проекта, попробуйте посетить конференцию или круглый стол, тематика которой относится к вашему проекту. Нужный профессионал может оказаться не только среди спикеров, но и в зале — правда, чтобы завязать с ним разговор, понадобятся минимальные навыки нетворкинга. На многих мероприятиях есть панельные дискуссии, в которых участвуют видные игроки рынка, демонстрируя свою экспертизу и обсуждая конкретные кейсы. Это может помочь вам взглянуть на стоящую перед вами задачу под нужным и практическим углом.
Если попасть на подобное мероприятие нереально или невозможно, постарайтесь найти хотя бы запись с него. Такие материалы часто публикуются на соответствующих каналах на YouTube, RuTube и в социальных сетях.
Плюсы и минусы:
- Нет никакой гарантии, что ваш проект или вакансия заинтересует нужного специалиста или что вы договоритесь о параметрах оплаты его труда.
- Для того, чтобы поиск дал хорошие результаты, желательно, чтобы вы сами не являлись «котом в мешке»: ваша компания должна быть известной и иметь серьёзную репутацию.
- Лучшие и известные специалисты, как правило, стоят дороже рынка и имеют возможность выбирать задачи по своим интересам. Шансы, что интересы совпадут, далеко не стопроцентные.
«Сарафанное радио»
Это едва ли не самый эффективный способ. Расспросите коллег, знакомых и друзей, которые могли сталкиваться с похожей задачей или ситуацией. Они как-то её решили, и у них теперь есть сведения из первых рук о том или ином специалисте или команде, которых они нанимали. Обращайте внимание на детали: соблюдение сроков, эффективность коммуникации, способы решения возникающих проблем.
Плюсы и минусы: единственный серьёзный минус этого способа – ограниченность ваших собственных контактов и слабая заинтересованность ваших собеседников в решении вашей проблемы. Для того чтобы этот метод эффективно сработал, нужно уметь хранить и поддерживать большое количество контактов в сферах ваших интересов.
Фриланс-маркетплейсы
С тех пор как возникли первые «биржи талантов», прошло уже достаточно лет. За эти годы и нам, и вам известны десятки и сотни историй о том, как заказчики получали на них как позитивный опыт (быстро, дёшево и сердито), так и негативный (долго, геморройно и в итоге результат так себе). Как бы то ни было, такие платформы, как Upwork или Fiverr, и сегодня являются основным местом встречи заказчиков и исполнителей разовых, периодических и проектных задач.
Плюсы и минусы:
- У каждого исполнителя на маркетплейсе есть совершенно прозрачная история, рейтинг и отзывы. Большинство бирж позволят вам ознакомиться с теми задачами, которые данный специалист уже решал через биржу, и вы можете узнать, каков был результат, либо с помощью поиска в интернете, либо через отзывы прежних заказчиков.
- Большинство исполнителей, которые ещё не заработали себе множества отзывов или крутой рейтинг, могут согласиться на меньшую оплату, чем если бы вы связались с ними напрямую, поскольку они думают о своих перспективах на конкретной площадке.
- Биржи, как правило, защищают заказчика с помощью так называемых escrow-счетов от мошенников, которые не собираются выполнять работу, но стремятся получить аванс.
- Большинство таких площадок являются международными и дают возможность выбрать исполнителя из страны с не перегретым рынком услуг, позволяя таким образом сэкономить деньги.
- На многих площадках рабочим языком является английский, что может вызывать сложности с коммуникацией исполнителей и заказчиков из разных не англоговорящих стран;
- Использование фриланс-биржи в некоторой степени ограничивает ваше влияние на ход работы над проектом, поэтому важнейшее значение приобретает обязательность и пунктуальность исполнителя, а также время его реакции на ваши сообщения и способность адаптироваться в случае, если какие-то аспекты изменятся в ходе работы.
Вместо резюме
Наиболее эффективным с точки зрения соотношения затрат времени и денег к качеству полученного результата на сегодняшний день остаются фриланс-биржи. Для того чтобы ваше взаимодействие с потенциальными исполнителями проходило без стрессов и форс-мажоров, мы рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.
- Выбирайте такую площадку, где в настоящее время исполнители наиболее заинтересованы в доступе к глобальному рынку труда. Например, молодая, но быстро развивающаяся платформа EasyBusy – одна из немногих платформ, обеспечивающих лёгкий доступ к высококвалифицированным профессионалам из СНГ, в том числе из России и Беларуси, и при этом поддерживающая весь функционал, необходимый для работы с ними и безопасной оплаты.
- Как можно более детально формулируйте задачу и чётко определяйте этапы её исполнения. Используйте референсы на проекты, которые кажутся вам схожими по содержанию или стилю.
- Разработайте небольшое тестовое задание и зафиксируйте время, за которое претенденты выслали вам правильное его решение.
- Не стесняйтесь на этапе обсуждения задавать потенциальному исполнителю интересующие вас вопросы, относящиеся к его навыкам, включая soft skills.
- Активно проявляйте себя после публикации проекта: оперативно реагируйте на предложения и сообщения, просматривайте портфолио, обсуждайте нюансы и вносите дополнения в описание проекта, если вам задают однотипные вопросы по нему.
- Будьте дружелюбны и вежливы так же, как если бы вы находились в одной комнате и за одним столом со своим собеседником.
- Обращайте внимание на то, какого рода вопросы задаёт вам потенциальный исполнитель, насколько он интересуется вашей проблемой и вовлекается в ее решение.
- Обращайте внимание на общий уровень грамотности, демонстрируемый в переписке, и количество опечаток – это показатель не только ответственности, но и общей культуры.
- Постарайтесь отыскать выбранного специалиста в социальных сетях или на профессиональных форумах — так вы можете получить более точные сведения о его человеческих и рабочих качествах, манере вести дискуссии и т.п.
Среди популярных бирж, кроме уже названной EasyBusy, можно отметить WeWork, Toptal (позиционирующую себя как место для найма «звёзд» отрасли) и старожилов вроде Freelancer или Upwork, появившуюся в результате слияния Elance и oDesk.