Строим личный бренд в найме. Стратегия карьерного роста без конфликтов
Личный бренд давно перестал быть атрибутом только для предпринимателей, артистов и политиков. Сегодня — это ключевой элемент карьерного роста даже для того самого офисного червя Валеры с графиком 5/2.
Не верите? Тогда посмотрите на статистику:
1. 92% профессионалов связывают сильный личный бренд с карьерным успехом (по данным Deloitte).
2. 70% работодателей проверяют соцсети кандидатов, что делает личный бренд критически важным.
3. Сотрудники с прокачанным брендом получают повышения в 2 раза чаще (LinkedIn). Экспертиза, доверие коллег и новые возможности — вот что вам даст осознанное формирование профессионального имиджа.
В этой статье кратко и по делу разберемся с чего начать и как не прийти к конфликту с руководством. Это я вам как руководитель с 15-летним стажем говорю.
Шаг 1. Определите цель.
Что конкретно для вас означает построить личный бренд? Стать популярным? Окей, для чего? Зарабатывать больше? Для чего? Получить власть? А что вы с ней будете делать?
Вот главный вопрос-подсказка, который поможет найти правильный ответ:
Что для вас важно? Какими ценностями по жизни вы руководствуетесь?
Ценности подсвечивают и объясняют выборы, которые мы совершаем по жизни, поэтому честно ответив себе на вопрос «почему я готовлю дома, а не ем во «Вкусно — и точка», вы поймёте истинную природу своих желаний и устремлений. Ну, принцип вы поняли, саму формулировку вопроса нужно чуть скорректировать.
Дальше нужно расписать свою цель по набившему оскомину, но безупречно работающему SMARTу.
Стремитесь сформулировать цель максимально подробно и полно.
Пример плохо сформулированной цели: «Хочу стать богатым и знаменитым».
Пример хорошо сформулированной цели: «Хочу увеличить свой доход на 400% через 6 месяцев и выйти на стабильный заработок в 30 000 ₽ к августу 2025 года».
Если вы работаете в найме и больше ничем не занимаетесь, не фрилансите, не торгуете криптой или собой, то правильное целеполагание начинается с адекватной оценки ваших возможностей на текущем месте работы. Очень вероятно, что ваша компания просто не готова платить вам такие деньги, поэтому придется скорректировать цели, свою роль или менять работу.
Шаг 2. Позиционирование.
Правильное понимание своего места на рынке, в компании, да и вообще по жизни помогает выстраивать трек развития. Особенно, если вы хотите претендовать на больший оклад, то нужно чётко донести до руководителя следующие идеи о себе.
Задайте себе 5 вопросов:
- Как меня зовут или кто я?
- В чём моя суперсила или что я делаю настолько хорошо, что могу научить этому других людей?
- Кто эти люди?
- Чего они хотят от меня?
- Как изменится их жизнь в результате взаимодействия со мной?
Ответы на эти вопросы помогут найти ваше позиционирование. В котором ваша суперсила — это то, за что вам платят или то, за что готовы платить больше. Даже если ваша суперсила — это лень, то найдите её обратную сторону: что вам даёт лень в профессиональном плане? Может, вы заготовили шаблоны на все случаи жизни, чтобы потом не тратить на рутину время? Тогда ваша суперсила всё же не лень, а что-то похожее на эффективное управление временем.
Как только вы сформулируете свое позиционирование, постарайтесь действовать в соответствии с ним и не отвлекаться на всякую ерунду и непрофильные задачи. Более того, ваш шеф, коллеги, друзья и соседи должны однозначно знать ответы на эти вопросы про вас. А для этого вы должны начать однозначно об этом рассказывать. И вот мы переходим к резонансу.
Шаг 3. Найдите резонанс
Если думать только о себе, то далеко не уедешь. Подумайте, а чего, собственно, хочет ваш работодатель? Кроме того, чтобы высосать из вас все соки за 0 рублей.
Может, он хочет, чтобы вы были чуть более адаптивны к изменениям, не сразу посылали всех на три буквы, а проявляли эмоциональный интеллект, не вписывались делать задачу лишь бы скорее закрыть таск, а включали критическое мышление и задавали вопросы, чтобы вы не по шаблону клепали ответы, а применяли креативный подход и в целом сами постоянно прокачивались, а не как сейчас из-под палки.
Вот именно стимулирование этой точки и удовлетворение этой потребности работодателя — ваш прямой путь к повышению и прокачке личного бренда в узких кругах как человека, на кого можно положиться.
Шаг 4. Учесть интересы компании
Само собой, нужно учитывать, что ваша медийность может быть воспринята в штыки. Особенно, если вы начнете снимать дичь на рабочем месте в рабочее время, или попробуете бойкотировать свои обязанности из-за того, что трудовой договор не откликается вашему новому самоопределению.
Учитываете карту стейкхолдеров, или интересантов в вашей компании — это ваша основная целевая аудитория.
Кого стоит принять во внимание:
1. Директор
2. Замы и начальники отделов
3. Коллеги
4. Клиенты вашей компании
Не гонитесь за просмотрами и подписчиками, потому что пока платят зарплату вам не они. Перед любым решением написать, снять или сделать что-то, прикиньте чьи интересы могут быть задеты. Не надо хайповать на грязном белье внутри компании, обсирать клиентов или просто выкладывать непотребства и грязь-ругань-грязь. Вместо этого:
1. Выберите стратегию
2. Проанализируйте конкурентов
3. Определите чего вы хотите добиться от каждой соцсети для себя и… для компании…
…и подойдите с этим планом к шефу, чтобы заручиться поддержкой. По сути, я хочу сказать вам следующее: вы можете превратиться в бизнес-юнит внутри компании и предложить старшим инвестировать в вас. Вы будете с кайфом снимать рилзы про компанию в своем стиле и станете главным амбассадором. Как это сделал Никита в рекламе радиаторов и сейчас он звезда нарасхват.
Шаг 5. Что вы ещё можете предложить
Аппетиты растут у всех: у вас зарплатные, у шефа — ожидания. Но у всех ожиданий есть предел, который определяется вашим статусом.
В креативной среде — это грейд, на заводе — разряд, в армии — звание.
Рост зарплаты и ответственности сопряжен с прокачкой новых качеств, главное из которых — умение ставить задачи и управлять другими людьми. Джун в агентстве едва ли будет зарабатывать 100 000 ₽, а вот арт-директор не опустится ниже 150 000 ₽, при этом джун ворочает пиксели 24/7, а арт-дир придумывает концепции и распределяет задачи между исполнителями.
Рост от младшего грейда к старшему случается за счёт набора не только хардовых, но и софтовых компетенций. Причем, вторые — важнее и поэтому стоят дороже.
Подумайте, а какой следующий шаг? Вы готовы взять на себя больше ответственности и отдать часть своих компетенций другим людям? Не торопитесь с ответом, потому что на самом деле — это страшный шаг, так как вы ненадолго потеряете опору, когда перестанете делать то, что вы и так отлично умеете делать, и начнете делать то, что раньше не делали — управлять людьми. Многие люди не хотят расти в управленцев — я встречал десятки тех, кому комфортно было расти в мастерстве исполнителя. Поэтому если вы хотите развивать личный бренд не исполнителя, а управленца, то позаботьтесь о том, чтобы этот переход был максимально гладким для вас — прокачайте необходимый скилл заранее.
Шаг 6. Выбор каналов
Есть разные мнения насчет контента в соцсетях. Лагерь Артемия Лебедева топит за то, что нужно тупо дублировать все во всех каналах, потому что люди сами выберут где и что про вас читать, слушать и смотреть. Лагерь Макса Фёдорова топит за то, что нужно выстраивать воронку в соответствии с правилами канала. Ну, очевидно же, что соцсеть с рилзами — это развлекательный формат для вовлечения и интереса. Нет смысла грузить людей душными рассказами о том, как жить. Телеграм — текстовая сеть, которую осилит заинтересованный юзер. Тут уже нужно давать экспертности. Но у вас в найме, в офисе есть и другие способы для самопиара, которыми нельзя пренебрегать.
Внутри компании это:
◦ Доклады на внутренних мероприятиях.
◦ Статьи в корпоративном блоге или постах.
◦ Участие в кросс-функциональных проектах.
У нас в агентстве ENDY, например, у арт-директоров, креативного директора, юриста, опердира есть свои колонки в блоге. Когда у вас есть мощная экспертиза в чём-то, то вы можете выбить себе сферу влияния даже в корпоративном медиа.
Вне компании:
◦ Личный блог в соцсетях.
◦ Гостевые посты или комментарии в отраслевых СМИ.
◦ Выступления на конференциях или подкастах.
Шаг 7. Фокус на нише
Представьте, что у вас заболел зуб. Куда вы пойдёте: в поликлинику или в стоматологию? И то, и то — медицинские учреждения, но стоматология специализируется на зубах, очевидно, что там сильнее уровень специалистов и результат будет лучше. А если у вас сложный случай, где требуется челюстно-лицевой хирург, то вместо стоматологии вы выберете узкопрофильную ЧЛХ-клинику. Этот принцип работает везде: сфокусируйтесь на узком профиле. Потом, когда заработаете авторитет в узкой нише, уже сможете расширять смежные компетенции.
Шаг 8. Измеряйте эффективность
Вообще, загуглив заяндексив «как измерить эффективность личного бренда» вы найдете огромное количество метрик и полезностей, поэтому не пренебрегайте интернетом, но вот если кратко:
Внутренние метрики:
— Вас включают в состав рабочих групп «по умолчанию».
— Руководство упоминает ваши работы.
— Коллеги просят ликбез по вашему направлению.
Внешние индикаторы:
— Приглашения выступить на отраслевой конференции.
— Запросы на консультации из других компаний.
— Упоминания в профильных Telegram—каналах.
Шаг 9.
Допустим, ваш бренд уже капец какой крутой и популярный и вы понимаете, что пора вести переговоры о повышении через призму бренда. С чего начать?
— Подготовьте «портфолио влияния»:
• Список проектов, где ваша роль была критически важна.
• Отзывы коллег и клиентов.
• Пример: «Благодаря моим инициативам в SMM, охват вырос на 40%».
— Используйте бренд как аргумент:
• «Моя экспертность в автоматизации процессов уже признана в отрасли. Готов(а) масштабировать это на уровень отдела».
Как только соберете доказательную базу — просите устроить вам ревью, с которого вы не уйдете без повышения.
Шаг 10. Как после шага выше не раздражать руководство?
Наверное, это главный пункт статьи, поэтому остановимся тут подробнее.
1 Не создавайте конкуренцию: Акцент на навыках, которые дополняют, а не дублируют компетенции руководства. Пример: если шеф — стратег, позиционируйте себя как тактик-исполнитель. Не перетягивайте одеяло на себя, попридержите эго.
2 Делитесь заслугами: Упоминайте в публикациях: «Этот кейс мы реализовали с командой под руководством...».
3 Согласуйте границы: Обсудите с руководителем, какие темы можно освещать публично.
4 Делайте бренд инструментом для компании: «Моя узнаваемость в отрасли поможет привлечь партнеров».
Личный бренд в найме — это про мягкую силу, а не конфликты. Благодаря балансу ваша экспертность должна усиливать компанию, а не противопоставляться ей. И напоследок: вам не нужно быть великим, чтобы начать, но вам нужно начать, чтобы стать великим!
Подписывайтесь на мой канал t.me/fdrv_pro и делитесь результатами.
Обнял! Макс.