Чего добиваются выпускники программы «Акселератора ФРИИ»: результаты опроса участников GoGlobal
Всем привет! Меня зовут Гаджимурад, в «Акселераторе ФРИИ» я помогаю основателям из России и СНГ выходить на новые рынки без релокации. Мы запустили программу GoGlobal почти год назад и за это время больше ста компаний вместе с нами либо сделали первые шаги, либо организовали поток продаж за рубежом.
Мы провели глубинные интервью с 60 компаниями-выпускниками программы, и я хочу ими с вами поделиться. А заодно расскажу, как компании выбирают страну для международной экспансии, какую стратегию предпочитают и как организуют процесс работы внутри команды.
Буду рад узнать, каким был ваш опыт, поэтому делитесь в комментариях, какие открытия вы сделали при выходе за рубеж, с каким трудностями столкнулись и как их преодолели.
Нью-Йорк слезам не верит
Давайте начнем с географии. Когда команда только стартует акселерацию, почти 40% выбирают в качестве целевого рынка американский. Однако треть этого числа в итоге начинают работать в других странах, то есть меняют изначальную «хотелку».
Почему это происходит? После проверки десятка гипотез зачастую становится понятно одно из двух:
- американский рынок перенасыщен и команде придется не запланировано долго и дорого «бежать»;
- под США нужно «пилить» новый продукт.
Не хочу никого отговаривать от выхода на американский рынок, но точно хочу обратить внимание основателей, что мир гораздо шире США: «глобальный» — это в том числе продающийся повсеместно.
Смена рынка может происходить и по другим причинам. Пока команда тестирует гипотезы, зачастую выясняется, что местное законодательство слишком ограничивающее в возможностях, что налоговое право существенно разнится с российским или что менталитет и задачи у потенциальных клиентов кардинально отличаются от привычных для компании в РФ. Последний пункт — самый частотный.
Задача GoGlobal — помочь команде как можно скорее узнать, что мешает достижению product market fit в максимально близкие сроки. В ходе программы мы выгружаем в команду методологию работы по продукту на новом рынке, рыночной и конкурентной оценке, знакомим с экспертами, помогаем выработать стратегию и способствуем ее реализации.
Вернемся к статистике. Каждая пятая часть выпускников работает на рынке Европы, в лидерах — Англия, Германия, Франция и Испания. 11% развивают бизнес на Ближнем Востоке и 12% работают в странах СНГ.
Так с какой страны начать? Опыт выпускников показывает, что в первую очередь нужно отталкиваться от продукта. Большинство команд стремятся найти знакомые паттерны поведения клиентов в других странах через custdev (Customer Development — исследование клиента) — чем больше выявлено совпадений с привычным менталитетом, тем лучше.
Чудес не бывает
Если у вас уже есть продукт, продающийся в России, гораздо проще начать экспансию с ним, чем стартовать с нуля. Знание о продукте на вашем локальном рынке сокращает количество неизвестных при выходе в мир. Но если вы запускаете новый продукт — имеет смысл сразу ориентировать его на глобальный рынок, не зацикливаясь на локальном.
Собственно, это две основные стратегии:
- Выходить с продуктом, который изначально нацелен на глобальный рынок. Иногда компании, у которых уже есть успешный на российском рынке продукт, делают новое решение для экспансии;
- Адаптировать российский продукт под реалии и особенности конкретного рынка. В 90% случаев адаптация — не дословный перевод с русского на английский, а полноценное изучение особенностей потребления.
Вне зависимости от выбранного сценария рекомендуем проделать следующие шаги:
- Оценить рынки — экономика, динамика роста, законодательство, безопасность.
- Провести конкурентный анализ на этих рынках.
- Провести интервью/пообщаться с экспертами рынка.
Произвести конкурентные закупки, просмотреть Sales/Marketing-материалы конкурентов.
- Пообщаться с потенциальными клиентами, провести custdev.
- Проделать небольшие эксперименты с трафиком, обзвоном или другими способами привлечения клиентов.
- Сделать ручные продажи.
- Провести custdev покупателей, уточнить ценностные предложения и офферы.
- Провести новые продажи.
Масштабировать успех, постоянно улучшая продукт и свой оффер.
Цель программы — найти масштабируемый канал продаж.
Быстрее до цели добегают те, кто уже пришел с продуктом и с первыми результатами на международном рынке. Это 20% опрошенных выпускников. Как показывает статистика, с момента запуска продукта, до первых значимых результатов в среднем проходит около 2 лет. Компании с уже существующем трекшеном продукта в рамках программы добиваются сформулированных ценностных предложений для своих сегментов, понимают, какие каналы продаж самые эффективные. Программа GoGlobal ускоряет процессы в компании и «наводит точность прицела» в гипотезах.
Есть ли зависимость между выбранной стратегией и результатами по итогам акселерации?
Статистика по выпускникам, которые предпочли адаптацию продукта, выглядит следующим образом: половина компаний добежали до пилотов и первых продаж, чуть больше трети выработали план вывода — понимают, для каких рынков их продукт подходит или не подходит, и почему, знают, что нужно доработать. Оставшиеся 17% получают желаемый поток продаж.
Что касается выпускников GoGlobal, которые пришли с новым продуктом для нового рынка, но пока не имеют трекшена, ситуация такая:
63%
Остальные получают первые пилоты и первые продажи.
Успех при выходе на международный рынок не связан с количеством вложенных в экспансию денег, как показало наше исследование. Зато есть прямая зависимость с тем, как организована работа внутри компании.
Скорость. Фокус. Результат.
Если вы хотите максимизировать результаты работы — нужен выделенный отдел или команда, которые будут сфокусированы на новый рынок. Наш опыт показывает: если сотрудники занимаются одновременно ростом и в России, и в мире, потока продаж за рубежом можете даже не ждать.
Около 40% компаний-выпускников GoGlobal выделяют на международное направление отдельную команду (от 2 человек). Остальные либо выделяют одного полноценно сфокусированного на цели человека, а другие члены команды совмещают с задачами на локальном рынке, либо вся команда совмещает оба направления (локальное и глобальное). Как показывает опыт, эффективней всего работает выделенный отдел в составе от двух человек. Поэтому если вы собрались развивать бизнес за границей, сформируйте отдельную команду — от этого напрямую зависит ваш успех.
Экспресс-советы
В качестве небольшого напутствия тем, кто сейчас выбирает рынок, делает первые продажи или запускает пилоты, сформулировал несколько советов:
Будьте решительны. Чем дольше компания находится на локальном рынке, тем сложнее выйти на международный. Не откладывайте это решение в долгий ящик, иначе никогда не соберетесь.
Выделите отдельную команду и дополнительный бюджет на маркетинг и эксперименты. По нашему опыту, на проверку бизнес-гипотез за рубежом нужно закладывать не менее $20-50 тыс. (без учета ФОТ).
- Чудес не ждите. Не думайте, что получите результат за пару месяцев или найдете партнера, который сможет выстроить международный бизнес. Придется делать все самим.
- Постройте четкую стратегию при выборе рынка. Чем больше сделаете из России без релокации, тем дешевле будет масштабирование.
Не бойтесь, если что-то не получается с первого раза: каждая попытка — приобретенный опыт и знания. Мотивируйте себя и команду и ни за что не сдавайтесь.