Дизайн между искусством и ремеслом: как найти свой путь в профессии и не выгореть
Молодые дизайнеры, выбирая первые проекты, часто стоят перед выбором: приоритизировать заработок или кейсы, в которых можно проявить себя творчески? Эта дилемма может иногда фрустрировать, но в определенный момент с ней сталкивается каждый — особенно в начале карьеры, когда непонятно, за что хвататься. Разбираемся, из каких карьерных траекторий можно выбирать и как обрести стабильность, что бы ни происходило на рынке.
Шаг 1. Решите, с какими проектами хотите работать — и почему
Формально дизайнеров на ремесленников и художников, конечно, никто не делит, но я буду пользоваться этими терминами, чтобы попробовать классифицировать спектр задач и проектов, а также стратегии выстраивания карьеры в дизайне.
Дизайнеры-художники чаще всего предпочитают артовые проекты, которые ярко выглядят, приносят охваты в соцсетях и дарят свободу творческого высказывания. Например, имиджевые видеоролики, в которых мало конкретики, зато есть общее настроение проекта — как это видео студии superdesigners.
На другом конце спектра стоит то, что я называю ремесленничеством – выполнение конкретных маркетинговых задач проекта, с упором на продажи и измеримые показатели. Эти ролики могут быть более информативными — например, как этот ролик Kaspersky Lab.
Теоретически, ничто не мешает совмещать искусство и ремесленничество в работе. Но, как показывают наблюдения, дизайнеры обычно склоняются к одному типу проектов.
Кажется, у слова «ремесленник» есть негативная коннотация, но на самом деле артовые и коммерческие проекты равнозначны – у каждого есть плюсы и минусы, и они требуют от дизайнера специфичных навыков. Поэтому успех в одной стезе еще не гарантирует, что будет легко переходить в проекты другого типа.
Бывает, что креативщик с отличными результатами и сильным портфолио приходит на ремесленнический проект и проваливается — не может соблюдать строгие регламенты по срокам и пайплайнам, ему не хватает времени на творческие поиски в таких условиях.
Шаг 2. Подумайте о деньгах
Каждый решает для себя, нужно ли адаптироваться под рынок или оставаться верным своему видению. В любом случае, старайтесь следить за состоянием рынка — если он в кризисе и проектов мало, хорошо платят только банки и букмекеры, а вы как принципиальный дизайнер ждете волшебства, вы рискуете не дождаться и умереть с голоду.
Когда дизайнер идет заниматься художественными проектами, он обычно планирует за небольшой гонорар поработать на портфолио и нетворкинг, показать, на что он способен. Потом опыт и репутация могут принести выгодного с точки зрения финансов клиента. Иногда так все и случается, хотя успех никто не может гарантировать — нужна смелость, чтобы стратегически мыслить. Например, один из моих учеников попал в студию дизайна superdesigners, а впоследствии благодаря опыту и статусу студии смог поработать с клиентами уровня Tendril.
Но не нужно думать, что опыт можно получить только в артовых студиях. Работа в рекламных проектах и крупных компаниях тоже дает полезный опыт: как минимум, вы научитесь делать работу в сжатые сроки и в жестких рамках, быстро находить интересные визуальные решения.
Выбор траектории карьеры никогда не выглядит как сцена из «Матрицы», где Морфеус предлагает таблетку. Когда приходит новый проект, взвешиваешь, что он даст и как это соотносится с твоими приоритетами.
Шаг 3. Качайте софт-скиллы и навыки в смежных профессиях
Чтобы остаться востребованным в условиях конкуренции и кризисов, нужно развивать не только хард-скиллы, но и гибкие навыки — умение говорить, питчить идеи, быстро найти подходящий референс, правильно разбивать работу на этапы.
Новый программный инструмент в дополнение к основному лишним тоже не будет. Например, если раньше вы использовали для моушна только After Effects и какой-нибудь 3D-пакет, то раскадровки вы скорее всего показывали либо в том же Ae, либо в Photoshop – все это не очень быстро. Если освоить Figma, вы не только оптимизируете часть работы, но и добавите в свой скиллсет инструмент, который делает вас релевантнее как специалиста и открывает дополнительные возможности в смежных компетенциях.
Шаг 4. Все выгорают, и вы тоже — и вот, как с этим справиться
Большинство дизайнерских проблем не уникальны. Как и все, я переживал выгорание, пробы нового направления, следующее за ним возможное разочарование и новые поиски — и так раза четыре за десять лет.
Обычно выгорание наступает, когда много и усердно работаешь без отдыха и без четкого понимания, зачем конкретно ты так впахиваешь. Те, кто через это уже прошел, знают, что выгорание — это не разовая история, а скорее хроническая болезнь творческих людей. Особенно если запустить свое ментальное здоровье. Я пробовал бороться с этим состоянием разными способами, но расскажу только о самых эффективных — они пригодятся вам задолго до начала выгорания.
Правила жизни молодого дизайнера
1. В первую очередь, нужно понять, что вам нужно от профессии — деньги или классный движ и тусовки. Проекты для «Каннских львов» или маркетинговые catch-проекты? Дизайн — это решение задачи, и, ответив на этот вопрос, вы сможете построить пайплайн своей карьеры, выбрать, куда двигаться дальше.
2. Качайте креативную жилку. Дизайн без панчлайна – это просто картинка. Стоит вспомнить пример с художником nidgus, про которого я везде говорю: вроде бы человек просто рендерит 3D-модели, но из-за того, что там у него есть концепция, это уже искусство и стоит дороже.
Задавайте себе вопрос: а какую функцию решает этот дизайн? Этот дизайн должен что-то объяснять или же просто быть провокационным? Так вы сможете придумать какую-то интересную идею, которая создаст добавочную стоимость вашему труду.
3. Выходите за рамки привычной сферы и иногда меняйте работу. Лично я за десять лет я поменял восемь работ. Такой карьерный путь дает ширину опыта: больше насмотренность, больше связей с другими специалистами. К тому же я не успеваю зачерстветь и устать на текущем месте, а это помогает находиться в тонусе дольше. А еще каждый переход на новую работу помогает поднимать планку зарплаты.
4. Отдыхайте до того, как устанете. Чувствуете, что еще чуть-чуть и выгорите? Возьмите отпуск. Не можете взять отпуск — попросите отгул. Не можете взять отгул – поменяйте проект. Не можете и этого — хотя бы выйдите из дома и погуляйте часок. Любая возможность отдохнуть важна. Всегда проще потушить небольшое пламя, чем справляться с огромным пожаром или вовсе превратиться в пепел, чтобы потом пытаться восстать как феникс — это ведь далеко не каждому дано.
5. Оставайтесь открытыми новому. С годами это дается труднее, и я понимаю это как никто другой. Я не призываю как пес бежать за каждой новой машиной, но хотя бы поглядывать по сторонам и пробовать новые технологии точно стоит. Жизнь каждый день дает тысячу возможностей, их нужно просто разглядеть. Я так когда-то попал в Британку, и вот я здесь — пишу эту статью.
6. Если бы я мог сейчас передать небольшое послание себе из прошлого, я бы сказал: не переживай слишком сильно из-за карьеры, старайся делать свою работу как профессионал, и все сложится как нужно.