Адаптировать зумеров: играть и вести за руку

В условиях кадрового голода зумеры и альфы все активней занимают рабочие места. Но как их удержать?

Адаптировать зумеров: играть и вести за руку

Как зумеры будут менять рекрутмент

В 2024 году 81% компаний в той или иной мере стали испытывать кадровый голод. Оценки разнятся, но называют цифру в пять миллионов человек, в которых отчаянно нуждаются работодатели.

По данным Росстата в России более 24 миллионов молодых людей в возрасте от 18 до 28 лет. А по прогнозам Минтруда к 2026 году появится 1,5 миллиона новых рабочих мест. Их как раз и будет активно занимать новое поколение.

И у этих ребят есть привычки, на которые HR необходимо обращать внимание.

В первую очередь — как они ищут работу. До 90% зумеров используют для этого специализированные сайты, при этом многие ещё спрашивают о вакансиях друзей (53%). Другой популярный вариант — соцсети самих компаний.

На что зумеры и альфы обращают внимание при выборе работы помимо размера и стабильности компании:

  • 77% смотрят на зарплату
  • 73% обращают внимание на нетоксичную обстановку и руководство
  • 69% хотят, чтобы компания о них заботилась

Это означает, что организациям нужно заботиться о своём HR-бренде: мониторить сайты-отзывики, вести прозрачные коммуникации, развивать систему амбассадоров, стажировок, проводить дни открытых дверей.

Также зумеры озабочены вопросами экологии, волонтёрства, этичности. Не забывайте и об этих пунктах в коммуникациях.

Адаптировать зумеров: играть и вести за руку

Пребординг — адаптация нулевого дня

Зумеры часто меняют работу: 43% раз в год, а 7% раз в квартал. Поэтому особенно важно как можно раньше «зацепить» и удержать их в компании. Это удержание начинается ещё на этапе собеседования и пребординга.

Пребординг — это адаптация, которая начинается ещё до выхода на работу. Этот процесс улучшает дальнейшую адаптацию на 83%. В России предординг использует 85% компаний, но в половине случаев это просто подготовка рабочего места.

В то время как пребординг может входить много процессов:

  • Рассказ о компании и её правилах, традициях в формате видео, статей или презентаций
  • Знакомство с командой, очное или виртуальное
  • Информация об офисе: схема, расположение кабинета, места, где можно пообедать рядом и прочее
  • План развития компетенций
Адаптировать зумеров: играть и вести за руку

Пример из практики. Банк «Санкт-Петербург»

В организации решили полностью пересмотреть и автоматизировать процесс адаптации. В частности решили проводить пребординг и рассказывать о компании и других моментах до выхода на работу.

Но тут возникла сложность: пока сотрудник не устроен, ему нельзя давать доступ к учебной платформе. Тогда компания завела отдельное мобильное приложение. Будущий сотрудник сам регистрируется в нём подписывает согласие на обработку персональных данных.

В первый же день приложение становится уже гидом в адаптации: появляется специальный обучающий трек и новые возможности. Новички оценивают приложение на 9,5 из 10.

Такой пребординг решает сразу несколько задач:

  • Новый сотрудник приходит в уже знакомую компанию
  • Первый день проходит более продуктивно, потому что время не тратится на длительный тренинг «первого дня»
  • Новичок успевает привыкнуть к приложению и активно использует во время адаптации
Приложение для Банка «Санкт-Петербург». Фото с сайта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftalentrocks.ru%2Fcase-bspb.html%3Frs%3Dvc&postId=1833060" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Talent Rocks</a>
Приложение для Банка «Санкт-Петербург». Фото с сайта Talent Rocks

Наставники и быстрые ответы

В конце 2024 года в Personality and Social Psychology Bulletin вышло исследование, которое длилось девять лет. Оказалось, что социальные сети только усиливают чувство одиночества. Зумеры и альфы, которые буквально выросли среди соцсетей, особенно подвержены этому чувству.

Поэтому как для молодых сотрудников особенно важными становятся бадди и наставники. Особенно, если работа удаленная.

Зумерам бывает тяжело спросить что-то напрямую у коллеги. Гораздо лучше у них развита привычка искать в Яндексе или социальных сетях. Поэтому, помимо живого человека, который может что-то подсказать, зумерам нужно показывать, где можно найти ответ.

И получается, что наставников у зумеров должно быть сразу два:

  • Сотрудник, который сопровождает зуммера во время онбординга
  • Цифровой помощник, который хранит в себе необходимые знания, напоминает о чём-то и обучает
Адаптировать зумеров: играть и вести за руку

Пример из практики. Холдинг «СМ-Клиника»

В сети клиник на самых разных должностях работает порядка 8000 тысяч человек, а сами клиники разнесены по нескольким городам. Холдинг открывает новые клиники и нанимает на разные позиции тысячи человек. И всех нужно адаптировать.

Компания использует корпоративное приложение под названием «Скучно не будет», где каждый новичок должен пройти свою траекторию обучения. При этом проходит он её вместе с наставником и может задать ему вопрос, попросить разъяснить что-то.

Персональные треки адаптации есть и у наставников. Они встречаются с подопечными, собирают обратную связь, обсуждают успехи и сложности.

На той же платформе есть клуб наставников, где сотрудники общаются, делятся опытом, изучают подборки материалов по наставничеству.

Как итог: менее чем за год использования приложения текучка снизилась на 12%.

Цифровые инструменты адаптации зумеров

В обоих приведенных выше примерах компании использовали корпоративное приложение. Почему? Достаточно сравнить три способа, с помощью которых компании оцифровывают онбординг.

Электронная почта

Хоть зумеры и выбирают для общения мессенджеры, электронной почтой они тоже готовы пользоваться. Так, для рабочих коммуникаций ею готовы пользоваться 39% зумеров (а мессенджерами 72%).

Однако в основном зумеры используют почту для чтения рекламных рассылок, а не коммуникаций.

Также есть некоторые сложности, которые исходят из самой технологии e-mail:

  • Электронная почта не самый безопасный способ передачи данных
  • Нулевые возможности для интерактивного взаимодействия и вовлечения
  • В письме можно прислать статью, презентацию или ролик. Но для более сложных видов контента, например речевых тренажеров, она уже не подходит.
  • Практически нулевые возможности для аналитики.

Чат-бот

Кто-то до сих пор считает, что запустить бота в Telegram — это способ автоматизировать адаптацию. И на рынке есть решения, которые полностью построены на ботах.

Однако сложно назвать этот путь удобным для новичков и адаптологов.

  • Бот не работает без интернета. А это бывает важно для мест с плохой связью.
  • Низкий уровень безопасности.
  • Если бот собирает персональные данные, то это может быть нарушением законодательства
  • Платформа налагает ограничения на интерфейс — приходится использовать пошаговое меню с ограничением по степени количества элементов.
  • Бот может на время отключиться и не дать нужной информации.
  • Чат-боту надо будет соревноваться за внимание с личными сообщениями и мемными каналами. Это особенно актуально как раз для зумеров.

Однако надо признать, что для простых задач бот может подойти. Он может быть хорошим справочником, но его обучающие возможности ограничены.

Мобильное приложение

Наиболее естественный для зумеров формат взаимодействия с миром — это приложения, ведь они проводят за смартфоном до 6 часов в день.

Тот факт, что под каждую задачу есть отдельное приложение, привёл к тому, что не все зумеры умеют хорошо работать с офисными программами и сервисами, которые работают в браузере. Но зато хорошо решают задачи, когда для этого есть приложение.

Если говорить про отдельную платформу, то она даёт HR и адаптологам огромное количество возможностей:

  • Хранение контента, без необходимости подключаться к интернету
  • Использование SCORM, тренажеров, интерактивных тестирований
  • Расширенные возможности для аналитики и вовлечения
  • Возможность кастомизировать решение под свой бренд-бук и задачи
  • Возможность вести внутренние коммуникации, вести личные и тематические чаты
  • Интеграция с сервисами для проведения пульс-опросов
  • Большая защищённость платформы

И отдельным пунктом стоит рассказать про геймификацию.

Работа — это популярная игра

Разработчики мобильных игр тратят много ресурсов на разработку баланса и удержания пользователей. И у них есть проверенные инструменты.

  • Небольшие игровые сессии, в ходе которых игрок получает конкретный результат. Это особенно важно для зумеров, которые привыкли быстро получать ответы и реакцию на свои действия, получать дофамин
  • Награды только за то, что пользователь вошёл в игру.
  • Уведомления, которые напоминают о наградах, задачах и невыполненных квестах
  • Таблицы лидеров, общие и тематические рейтинги, различные медали и ачивки
  • Нарастающая сложность, использование уже выученных механик для решения новых задач, их комбинирование.

HR уже включают подобные механики в работу и они показывают свою эффективность в 90% случаев.

Пример из практики. Сеть рестопарков Avatariya

В компании работает много студентов, то есть как раз зумеров. Параллельно они учатся в университетах, так что заинтересованность и мотивация в обучении по работе была низкая. К тому же парки расположены в нескольких городах, а знания должны быть синхронизированы между всеми сотрудниками.

HR это отлично понимали и выбрали мобильный формат обучения через приложение, куда загрузили необходимый контент, создали траектории обучения и так далее.

Но важно было ещё вовлечь сотрудников в обучение и жизнь компании. Тогда и заработала геймификация. Сотрудники получают баллы за прохождение учебных курсов и участие в челленджах. Например, делятся в новостной ленте приложения рабочими лайфхаками. За это они тоже получают баллы, которые потом могут обменять во внутреннем магазине на мерч.

Приложение для сети детских рестопарков Avatariya. Фото сайта Talent Rocks
Приложение для сети детских рестопарков Avatariya. Фото сайта Talent Rocks

Итоги

Зумеры — совершенно новый тип людей, который вырос в спокойное время и с полным доступом к различным технологиям. Они не хорошие и не плохие, просто другие. Но подход к их адаптации на работе можно найти.

  • Повышайте качество HR-бренда: больше говорите о социальной ответственности, благотворительности, возможностях развития.
  • Используйте пребординг, чтобы снизить уровень стресса новичка и сделать его адаптацию более эффективной.
  • Уделяйте внимание социальной составляющей адаптации: чаты поддержки и помощи, наставники, бадди.
  • Используйте инструменты геймификации, чтобы сделать опыт адаптации более неформальным и вовлекающим.
  • Используйте цифровые решения — зумеры привыкли к ним. Это их естественная среда для работы, общения и развлечения.

И ещё не забывайте постоянно собирать обратную связь. Без неё опыт адаптации будет намного хуже.

Екатерина Мовсумова
Коммерческий директор Talent Rocks
4
2
4 комментария