«Идеи стартапов — это вовсе не озарения предпринимателей». Как создать концепцию для инновационного бизнеса?
Есть стереотип, что все гениальные идеи для бизнеса приходят в голову совершенно внезапно, словно упавшее на Ньютона яблоко. Реальность же такова, что за действительно успешными и долговечными проектами стоят исследования, анализ и системная работа. Мы поговорили с Анной Солодихиной, CPO Sensemakers, доверенным экспертом НТИ, старшим преподавателем Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ, и выяснили алгоритм генерации успешных бизнес-идей.
Исследование — основа идей
На самом деле очень многие бизнесмены не обладают конкретными идеями, какой новый продукт вывести на рынок и как его развить. Но как тогда они запускают успешные стартапы и инновационные проекты? Секрет в том, что большинство из них достаточно хорошо знают отрасль, в которой хотели бы работать, и постоянно исследуют ее.
Именно погружение в нишу помогает выявить потребности аудитории и предложить инструмент, который их удовлетворит. Предпринимателям крайне важно держать руку на пульсе рынка: читать профессиональную литературу, анализировать тренды, следить за новостями, посещать мероприятия и изучать провалы конкурентов. Любое изменение, будь то новые технологии, демографические сдвиги или законодательные инициативы, может стать возможностью для создания востребованного продукта. Поэтому первый шаг в генерации идей — исследование отрасли, составление гипотез о проблемах, которые существуют в индустрии.
Реальная проблема или лишь иллюзия?
Даже если кажется, что гипотеза верна и идея перспективна, все же стоит убедиться в наличии спроса. Около 40% стартапов терпят неудачу именно из-за отсутствия реальной потребности в их продукте. Чтобы избежать такой ситуации, важно общаться с потенциальными клиентами, выясняя:
- С какими сложностями они сталкиваются?
- Как часто это происходит?
- Как они справляются с вызовами сейчас?
- Сколько ресурсов (времени, денег, эмоций) на это уходит?
- Какие чувства и эмоции они испытывают, решая проблему?
Диалог с аудиторией позволяет отделить реальные запросы рынка от иллюзий, сформировав список проверенных проблем, которые действительно нуждаются в решении.
Приоритезация
На основе собранных данных важно выделить приоритетные проблемы или неудовлетворенные потребности, которые можно решить с помощью бизнеса. Лучший вариант — сложности, с которыми предприниматель сталкивается сам. Глубокое понимание боли клиентов повышает шансы создать действительно стоящее решение. Также важно помнить, что почти все новые идеи не являются таковыми. Они, как правило, результат постепенного улучшения продукта или просто иной подход к уже существующему решению.
- Twitter вывел обмен короткими текстовыми сообщениями на новый уровень.
- Netflix модернизировал прокат фильмов.
- iPhone усовершенствовал мобильные телефоны.
Такой же путь доступен любому стартапу!
Время на отдых
Парадоксально, но для того, чтобы найти хорошую идею, иногда полезно сделать паузу и не думать о ней вообще. Человеческий разум с большей вероятностью найдет творческое решение, если он сознательно не сосредотачивается на задаче. Поэтому полезно отвлечься: сменить обстановку, прогуляться, заняться спортом или тем, что вы еще ни разу не делали, пройтись пешком незнакомым маршрутом. Это поможет сформировать новые нейронные связи, а также поспособствует тому самому озарению в виде идей.
Концепция между фантазией и реальностью
Существует множество подходов, которые помогают нам превратить мысль или идею в полноценную концепцию. Одним из самых интересных является метод, приписываемый мультипликатору и предпринимателю Уолту Диснею. По легенде, Дисней разделял своих сотрудников на три группы в зависимости от их реакции на новые идеи. Первая категория — мечтатели, которые с энтузиазмом погружались в творческий процесс и предлагали самые необычные и смелые задумки. Вторая — реалисты, фокусировавшиеся на практическом воплощении идей. Третья состоит из критиков, чья сильная сторона заключалась в выявлении слабых мест, рисков и потенциальных проблем. Чтобы сделать процесс системным, Дисней разместил каждую из групп на отдельных этажах. На самом верхнем работали генераторы идей с развитым латеральным мышлением, не ограниченные рамками реальности. Затем набросок передавался на средний этаж, где реалисты оценивали его с точки зрения практической реализации, превращали фантазии в план действий. Далее концепция попадала в «подвал», где ее оценивали на возможные риски и искали слабые места. Процесс был цикличным: после критики, идеи вновь поднимались к мечтателям, дорабатывались и проходили новую проверку. Это длилось до тех пор, пока итоговый результат не удовлетворял все стороны. Таким образом, каждый участник работал в своей зоне компетенций, а идея приобретала жизнеспособный вид.
Данный метод можно практиковать не только в группе, но и индивидуально. Достаточно примерить на себя три разных позиции, используя для удобства стулья или зоны на листе бумаги. В первой позиции человек полностью освобождает воображение, придумывая любые, даже самые фантастические идеи. Во второй — оценивает их с точки зрения реализации, а в третьей — анализирует риски и способы их предотвращения.
Для того чтобы взглянуть на идею с разных сторон, также можно использовать такие подходы, как модели SCAMPER, брендрайтинг, теория решения изобретательских задач, метод фокальных объектов, «Мозговой штурм», «Шесть шляп» Эдварда де Боно и другие. Все они помогают пройти путь от абстракций до четко сформулированных концепций, готовых к реализации.
Пройдя все этапы, в результате мы получим проработанные, интересные и жизнеспособные идеи. Однако важно выбрать лишь одну — ту, которая является самой актуальной. Для этого можно прописать плюсы и минусы каждой, выбрать наиболее удовлетворяющий вас вариант и приступить к его реализации.
Долгосрочный спрос или все таки тренд: как определить?
Для того, чтобы ответить на вопрос «а будет ли мой продукт актуален в будущем?», стоит провести собственные исследования, например: проблемное интервью, тестирование MVP, трендвотчинг, исследование конкурентов. Однако есть маркеры, которые могут дать понимание того, сможет ли идея продукта пройти испытание временем:
- Проект решает базовую или долгосрочную проблему, которая существует независимо от временных трендов. Например, потребность в здоровом питании, образовании, безопасности или коммуникации.
- Спрос не только резко возрастает, но и сохраняется на высоком уровне в течение нескольких месяцев или лет. Это можно отследить через анализ продаж, поисковых запросов (например, через Яндекс Вордстат или Google Trends) или активности на рынке.
- Продукт получает поддержку от крупных игроков рынка, инвесторов или государственных программ. Это указывает на то, что проект воспринимается как перспективный и важный для развития отрасли и на него с высокой долей вероятности будет высокий спрос.
- Продукт может быть адаптирован под изменения. Рынок с течением времени может трансформировать запрос и если проект не может быть изменен, это высокий риск. Очень важно, чтобы продукт мог эволюционировать и адаптироваться под меняющиеся условия рынка. Именно это говорит о его долгосрочной жизнеспособности.
Положительная обратная связь и лояльность аудитории. Пользователи не только активно покупают продукт, но и возвращаются к нему, рекомендуют его другим и демонстрируют высокий уровень удовлетворенности. Это указывает на то, что продукт действительно ценен для аудитории. Если речь идет о новом продукте, то нужно отслеживать обратную связь на конкурентные продукты.
Создание бизнес-идеи — это не короткий момент вдохновения, а системный и длительный процесс, который включает в себя изучение рынка, проверку гипотез, рассмотрение решений с разных сторон и их критику. Конечно, бывает так, что даже самая проработанная идея «не летит». Это абсолютно нормально и даже закономерно: не случайно 9 из 10 стартапов проваливаются на начальных стадиях реализации, а на деле скорее даже 99 из 100.
Считается, что у хорошего CEO должно быть собственное кладбище стартапов, ведь на ошибках учатся больше, чем на единичных историях успеха.
Если идея не «полетела», причин может быть огромное множество: от отсутствия потребности до неправильного позиционирования. Поэтому очень важно провести аудит своего проекта и понять причины отсутствия интереса со стороны рынка и только после этого принимать решение, что делать далее: отказаться от идеи, устранить проблемы или изменить стратегию компании ради ее сохранения или роста прибыли. Однако можно минимизировать риск возникновения таких ситуаций, не совершив ряд распространенных ошибок еще в процессе генерации идеи:
- Выбор проблемы, в которой отсутствует глубокая экспертиза. Это приводит к созданию решений, которые либо не соответствуют реальным потребностям целевой аудитории, либо не учитывают важные аспекты проблемы.
- Отсутствие анализа конкурентной среды. В результате обнаруживается, что аналогичные решения уже существуют, что снижает конкурентное преимущество проекта.
- Формулирование идей, не учитывающих принципы их реализации. Нередко новички в бизнесе предлагают идеи, которые кажутся инновационными и перспективными, но при этом не учитывают технические, финансовые или организационные ограничения. Это делает такие идеи труднореализуемыми или совсем нереализуемыми на практике.
- Отсутствие четкого понимания своей целевой аудитории. Попытка охватить слишком широкую аудиторию делает продукт неспецифичным, а фокус на чрезмерно узкой нише ограничивает рыночный потенциал.
Излишняя привязка к первоначальной идее. Начинающие предприниматели часто настолько увлекаются своей первоначальной идеей, что игнорируют необходимость ее корректировки или полного пересмотра. Это приводит к тому, что идея становится негибкой и не адаптируется к изменениям на рынке или новым данным.
Но все же главное, что нужно сделать при создании идеи — это не бояться фантазировать и искать нестандартные пути решения проблем.