Удалёнки нет
Ожидание VS Реальность
Глядя на многочисленные обсуждения удалёнки, создаётся впечатление, что масса народа работает дистанционно и не помнит, где находится офис. Даже на habr в ленте новостей стабильно висит с десяток статей про удалёнку, а под ними миллионы комментариев за и против.
Но буквально в прошлом месяце вышел доклад ВШЭ "Цифровые формы занятости на российском рынке труда: дистанционная и платформенная"
Авторы подсчитали долю удалёнки по состоянию на конец прошлого года и результат может несколько удивить.
Оказалось, что на дистанционной форме труда работает всего 1,5% сотрудников.
И только половине из них доступна полная удалённая форма труда, когда в офисе появляться не нужно совсем. А половина находится на гибридной форме и обязана работать в офисе 2-4 дня в неделю.
Т.е. всего 0,7% сотрудников реально трудятся на удалёнке.
Немного истории
На российском рынке дистанционная форма работы в допандемийные времена считалась несколько маргинальной. Аутсорсеров или фрилансеров, как ранее называли, людей, предпочитающих работать там, где им удобно, нанимали неохотно по ряду причин:
Их время и другие ресурсы сложно контролировать;
С ними сложно наладить регулярный контакт.
Им сложно ставить оперативные задачи и требовать их выполнения вот прям сейчас или вчера;
Их нужно ждать и с ними заранее нужно планировать очные встречи, т.к. требуется время, чтобы добраться до офиса;
А если аутсорсер на зимовке или просто территориально находится в другом регионе или стране, то очные встречи становятся и вовсе невозможными;
Юридические сложности заключения и оплаты ГПХ и пр.
Но всё сходидось на основной причине: их сложно контролировать.
Шли годы, а причина оставалась прежней.
До пандемии
До 2014 года удаленщиков в основном нанимали иностранные компании, имеющие офисы в РФ, которые применяли корпоративный опыт управления в трекинговых системах и налаживания коммуникации с помощью видео связи, причём им было не важно, в каком часовом поясе или стране работает сотрудник.
Идея состояла в том, что никому не важен процесс, всем важен результат. Нет результата, нет работы, нет денег.
Таким образом, контроль за выполнением задач и качеством ложилось на плечи сотрудника. Работодателю было не важно, сколько часов в день работает специалист.
Если он не справляется, то ему не платят и его заменяют. Понятно, что компания несла определенные риски, но они покрывались за счёт экономии на издержках содержания сотрудника в штате (больничные, отпуска, место в офисе и пр.). То есть, по факту это были внештатные сотрудники, на которых не распространялось трудовое законодательство.
Иностранные компании много вкладывали и в процесс, и в результат, но и умели экономить, нанимая более дешёвых сотрудников в других странах.
К примеру, в 2012 году доля аутсорса у российского офиса Luxsoft достигала 15%, у IBS 10%.
Собственно, иностранные компании и пришли на российский рынок за дешёвыми, сотрудниками с техническим образованием.
Так 20 лет назад доля сотрудников с непрофильным техническим образованием, но готовых переучиваться, попросту самоучек, в IT была почти в половину больше, чем сейчас. Также, как и зарплаты на старте карьеры были ниже, но росли быстрее. Сейчас же тренд на джунов с профильным образованием или хотя бы пройденными курсами, желающих на старте хотя бы среднего дохода по отрасли.
В 2014 году подъехали первые санкции и контрсанкции, и иностранным компаниям стало запрещено участвовать в тендерах на госконтракты. И хотя компании заявляли, что сокращений не будет, часть сотрудников, занятых на госзаказах, уволили, зато набрали других на иностранные проекты. И, как ни странно, удалёнки стало больше.
CEO российского офиса Adobe в 2015 году говорил в интервью о том, что нет смысла держать в офисе специалиста, когда он/она работает на проектный офис в Нью-Йорке или Куалу Лумпур в совершенно другом часовом поясе.
Но российские проекты тогда были строго првязаны к одному офису и часовому поясу.
В пандемию
Вначале пандемии именно иностранные компании первыми стали переводить максимум сотрудников на удалённую работу. Тогда, как сотрудники российских компаний и особенно госзаказов ждали официально распоряжения с самого верха, а непосредственные руководители отказывалось отпускать сотрудников на удалённую работу.
Для сравнения иностранные компании в пандемию выводили на дистанционную форму работу до 50% сотрудников. В России в 2 раза меньше - до 25%. Сейчас удалёнка заграницей сохраняется на уровне 20-30%, а в России менее 1%.
Ни организации, ни сотрудники тогда не были готовы к удалёнке.
Возвращаясь к началу самоизоляции, люди вспоминают, что в трекинговых системах был бардак, организовать в них фактическую фиксацию задачи, её оценку, управление и контроль выполнения было практически нереально. Процессы выстраивались с нуля.
Электронные документооборот практически отсутствовал. Пандемия стала стартом его судорожного внедрения.
У сотрудников не было рабочих ноутбуков, которые можно взять на удалёнку. А дома не у всех была личная техника, которая могла обеспечить бесперебойную работу.
Администрирование и сервис не были готовы к дистанционному обслуживанию. Безопасность запрещала использование инструментов дистанционного доступа к личной машине быстрее, чем эти инструменты появлялись.
Мне рассказали, как однажды возникла срочная необходимость обновить ПО на рабочем ноутбуке, а админских прав не было. Администраторы отказывались подключаться дистанционно к машине, потому что все работающие сервисы на тот момент были запрещены кибер безопасностью.
Не было должного обеспечения безопасности и доступа к рабочим ресурсам. Технологий, позволяющие обеспечить одно или несколько сетевых соединений поверх чьей-либо другой сети, не были настроены. А когда их начали осваивать, то все проходили огонь, воду и медные трубы, а работа вставала на срок от нескольких часов до нескольких дней.
Люди были в шоке от того, что им теперь самостоятельно нужно налаживать свой рабочий комп, день и взаимодействие, ведь теперь подойти к соседу Серёже и задать вопрос стало невозможно, а чтобы спросить у начальника, что делать дальше, надо запланировать созвон.
Привычный ритм был нарушен. Психологически это воспринималось очень тяжело. Осознание и принятие проходило далеко не ко всем и не быстро.
Руководители больше не видели, кто и когда начинает и заканчивает работу, что делает и вообще над душой стоять больше нельзя.
Кофепитие и дружные перекуры потеряли свой смысл. Кстати, курение в пандемию снизилось на 15%.
Законодательство до сих пор не адаптировалось и не учитывает большинство ситуаций взаимодействия работодателя и штатного сотрудника на дистанционной форме труда.
Сейчас As Is VS To Be
Как показал ковид, удалёнка возможна далёко не во всех сферах. Строители не могут дистанционно заливать котлованы и класть блоки. Водители и пилоты не могут дистанционно водить машины и самолёты. Хотя именно пандемия дала мощный толчок к развитию ИИ и беспилотных автомобилей.
Сфера услуг, которая работает в непосредственном контакте с клиентом так же просто отдохнули на самоизоляции (парикмахеры, массажисты и пр.).
Зато у врачей работы только прибавилось, хотя появилась телемедицина.
Ритейл попробовал автоматизированные точки оплаты товаров без кассиров, но недостача достигала критичных 20%.
Сферы, в которых всё же доступна дистанционная работа, это те самые 0,7% счастливчиков. Итак, записывайте, это в основном услуги от высокотехнологичных до образовательных:
- IT, разумеется на любой должности;
- Маркетинг (маркетолог, SSM, таргетолог, SEO);
- Дизайн (и веб дизайн, и интерьерный);
- Образование (методолог, личный преподаватель, репетитор);
- Менеджмент (менеджер маркетплейсов, продуктовый и проектный менеджер);
- Кадровый учёт (HR, подбор персонала, кадровик);
- Бухгалтерский и финансовый учёт (бухгалтер, экономист);
- Различные услуги (специалисты по закупкам и продажам, турагенты, переводчики, операторы колл-центров и пр.).
Но даже в этих сферах дистанционная форма ограничена.
Даже крупные компании, имеющие разнонаправленный менеджмент и ресурсы обеспечить кибербезопасность на дистанционной работе , не допускают 100% удалёнку.
К примеру, в одной из крупнейших финансовых компаний в подразделении IT действует квота: 70% сотрудников должны работать из офиса 70% времени. Понятно, что есть энтузиасты, которые работают 100% времени в офисе, но они, естественно, не покрывают потребности всех остальных, желающих работать дистанционно. Так получается гибрид, когда сотрудник работает из офиса 2-4 дня в неделю.
И после пандемии возвращение людей в офисы тоже было очень резким, сократившись практически до нуля тогда, когда заграницей до сих пор сохраняется 20-30% удаленщиков. Американские компании только сейчас начинают возвращать сотрудников в офисы.
Связано это в основном с особенностями отечественного управления. Управленцы придерживаются авторитарного стиля.
Нужно признать, что в России так и не сформировалась культура взаимодействия руководителя с командой, часть которой работает вне офиса. Технологии управления распределённой командой потеряны с уходом иностранных компаний. Российский менеджмент возвращается к традиционному стилю управления.
Удаленный формат труда означает, что руководителям нужно уметь четко ставить задачи и контролировать их выполнение, но менеджмент по-прежнему ставит задачи, не опираясь на ресурсное планирование, и ожидает их исполнение "вчера", а для этого строго контролирует присутствие сотрудника в офисе и лично оказывает давление.
Российский менеджмент тоже можно понять. Все работают в условиях неопределенности и сокращения ресурсов.
Если в американской или европейской компании считается нормальным, когда за спиной у сотрудника по видеосвязи на конференции бегают дети, то многие российские управленцы считают это моветоном.
Сотрудник на удалёнке должен обеспечить себе отдельный кабинет и тишину, чтобы ничего не раздражало начальника и не давало ни единого намёка, что человек отвлекается от работы. При этом в опенспейсе на 100 человек считается вполне нормальным, если соседи на заднем плане обсуждают, почему Спартак забивает целых 2 раза в год. Ирония состоит в том, что так считают и управленцы, и сами сотрудники.
Но надо отметить, что и люди на удалёнке далеко не все научились самостоятельно планировать и контролировать своё рабочее время. Многим не хватает места в квартире, где они смогли бы оборудовать рабочее место и сосредоточиться, а совмещать работу и семью сложно.
Самоорганизация рабочего плана на день/неделю/месяц тоже страдает. Есть мнение, если прогресс выполнения задачи не контролируется со стороны, а процесс не корректируется оперативными задачами, то делать задачу можно бесконечно.
Опросы показывают, что женщины в этом плане более гибкие, чем мужчины, примерно 70/30%. Они гораздо легче переключают между задачами и справляются с многозадачностью. Они умеют расставлять приоритеты и распределять ресурсы, а также фокусировать внимание на том, что действительно важно в единицу времени. Они перераспределяют рабочее и личное время для выполнения всех задач на 100% в течение суток, не ограничиваясь рабочим временем.
Но в любом случае, если человек на удалёнке пересмотрел свои приоритеты и понял, что удалёнка даёт возможности совмещать работу и личную жизнь, не тратить время на дорогу, не пользоваться общественным транспортом каждый день по два раза, не стоять в пробках, больше времени оставляет на спорт и здоровье.
Так же к нему пришло понимание, что можно совмещать работу в нескольких местах. И единственная работа с не очень удобным графиком, невысоким доходом и не самыми интересными задачами уже не кажется приоритетом и есть варианты.
Таким сотрудником сложно управлять. Для него нужно искать другую мотивацию. Ему нужно предлагать более удобные и выгодные условия труда. На эти уступки работодатели пока не готовы идти.
Как показывает практика, новые сотрудники на дистанционной форме труда легче и быстрее расстаются с компанией, которая не отвечает их ожиданиям. Компании понимают такие риски и не готовы идти на дополнительные траты по подбору и адаптации новых сотрудников на удалёнке, что тоже не способствует развитию дистанционной формы труда.
Опять же многие забывают, что основная цель удалёнки в пандемию состояла в сокращении заболеваемости. В мегаполисах одновременно циркулируют до 50ти видов ОРВИ. В осенне-зимний период происходит бесконечный круговорот заболеваемости, который передаётся в общественном транспорте и опенспейсах. Но затраты на больничные не останавливают российских работодателей требовать присутствия людей в офисе. Хотя определённый вид удалёнки, когда сотрудник во время болезни работает из дома и не берёт больничный, всё же присутствует. Но тут всё равно нужно учитывать, что эффективность сотрудника снижается.
Пандемия дала надежду на более комфортые и лояльные условия труда, совместимые с жизнью, но вот она закончилась и, как это ни печально, но на российском рынке труда не очень-то складываются условия для удаленной работы.
Рынок по-прежнему у работодателя. Для российских компаний комфорт, здоровье и личная жизнь сотрудников не только не является приоритетом, но и мешает, поэтому баланса в ближайшее время ждать не приходится.