Миссия vs реальность: как без кринжовых ритуалов удерживать таланты в бизнесе
В 2007 году Nokia была королевой мобильного рынка, но всего через несколько лет оказалась на обочине. Ее миссия – «Соединять людей» – превратилась в пустой лозунг. Утечка талантов, потеря рынка и крах бренда стали неизбежны.
В статье поговорим о миссии компании – почему одни команды вдохновляются и активно руководствуются ею, а у других это просто лозунг, не имеющий отношения к реальности.
Пример бренда Nokia показывает: миссия компании работает, когда её понимают и разделяют все – от топ-менеджмента до рядовых сотрудников. Ошибкой стало игнорирование руководством любых идей и непонимание команды, как работа над устаревающей Symbian связана с миссией. Когда появились iPhone и Android, Nokia сделала ставку на Windows Phone, но было уже поздно. Вот так сильная идея стала бесполезной, а компания потеряла конкурентоспособность.
Так как же сделать миссию настоящим топливом для мотивации и инноваций? Давайте разбираться.
Почему сотрудники плевать хотели на миссию?
Причина № 1 – миссия как абстракция. Если она звучит слишком общо, например, «Сделать мир лучше», сотрудники не понимают, а как их ежедневные задачи связаны с этой глобальной целью.
Другая проблема – отсутствие коммуникации. Руководство может искренне верить в заявленные когда-то смыслы, но если не объяснить, как они влияют на стратегию, сотрудники останутся в неведении.
Какие выводы
Миссия должна стать частью работы для всех, кто создаёт продукты компании. Чтобы этого добиться, её нужно сделать конкретной, понятной и актуальной.
Только тогда сотрудники начнут видеть в ней источник вдохновения, а не просто слова.
Например, вот миссия TEAMLY:
Изменить подход к командной работе и внедрить в каждой компании управление задачами и проектами на основе знаний
И прямо сейчас наш event-менеджер вовсю готовится к конференции. Кажется, он занимается вещами, далекими от непосредственно управления знаниями: договаривается с поваром о меню для кофе-брейка или прикидывает, как организовать прогон выступлений спикеров. Эти операции не связаны с внедрением управления на основе знаний. Но он понимает, для чего это нужно: чтобы провести самую классную конференцию TEAMLY Work Management 2025.
Пользуясь случаем, приглашаем вас на неё 8 апреля в ЦДП (г. Москва, ул. Покровка, 47).
6 часов насыщенных докладов от топовых экспертов, линейные дискуссии, мастер-классы и нетворкинг нон-стопом в трех просторных конференц-залах. Среди спикеров: Анатолий Вассерман, Максим Ильяхов, Виталий Чесноков, Сергей Попов, Антон Бевзюк и еще 10+ экспертов по управлению рабочими процессами.
Mission: донести миссию до сотрудников
«Ну а что всё же делать?» – вполне обоснованно может воскликнуть читатель. Советуем придерживаться вот этого плана:
Переведите миссию на язык ежедневных задач
Например, если миссия компании – «Мы улучшаем жизнь людей через технологии», покажите, как это воплощается в работе каждого сотрудника.
Для разработчиков: «Каждая строка кода, которую вы пишете, делает жизнь пользователей проще».
Для отдела поддержки: «Каждый ваш ответ клиенту помогает ему решить проблему быстрее».
Когда сотрудники видят связь между своей работой и миссией, она становится реальностью
Установите связь между миссией и результатами
Используйте демо-дни или отчёты, чтобы наглядно продемонстрировать, как работа команды влияет на реализацию миссии. Например, проводите демо каждые две недели (как делаем мы в Тимли). Команда увидит, как её усилия приближают компанию к цели, почувствует свою причастность и вдохновится на новые идеи.
Ну а если цель руководства – просто получать много деняк?
Да, мы прекрасно понимаем, в каком мире живем, и далеко не все компании вообще хотят иметь какую-то миссию. Из этого не следует, что желание прибыли на 100% порочно. Вдохновляющая миссия может (и должна) быть честной и реалистичной по двум причинам:
- Для сотрудников: люди (почти все) хотят чувствовать, что их деятельность имеет смысл. А это уже хорошее топливо для мотивации.
- Для бизнеса: миссия помогает объединить команду, создать культуру и выделиться на фоне конкурентов. Это особенно важно в IT и диджитал, где конкуренция за таланты высока.
Что делать, если миссия все ещё кажется натянутой
- Начните с малого. Концепция Work Management предполагает, что вовсе не обязательно сразу формулировать глобальную миссию. Начните с чёткого видения на ближайшие 1–2 года. Например: «Мы хотим стать лидерами в нашем регионе, предлагая лучший сервис для клиентов».
- Фокусируйтесь на действиях. Даже если миссия звучит просто, нужно, чтобы она подкреплялась реальными шагами. Например, если вы говорите о качестве сервиса, инвестируйте в обучение сотрудников и улучшение процессов.Work Management неразрывно связан с обучением. Поэтому на своей платформе мы добавили возможность создавать курсы. А здесь рассказали, как превратить накопленные знания в курсы для сотрудников.
- Эволюционируйте. Миссия не должна быть статичной. В этом мире ничего не бывает static, так что по мере роста компании философия может меняться, становясь более глубокой, амбициозной или социально ориентированной.
Даже если цель компании – прибыль, то честная и понятная миссия всё равно может быть мощным инструментом мотивации, повышая вовлечённость, продуктивность и, в итоге, доходы.
Миссия =====> рутина
Как мы сказали выше, нужно максимально включить главные ценности вашей миссии в обычную жизнь команд. Вот несколько советов из практики.
- Создать ритуалы вокруг миссии. Они не должны быть кринжовыми вроде пения гимна компании каждый день перед работой. Тем не менее, нужно напоминать команде о своей идее: собирать кейсы, где миссия была выполнена, задавать прямые вопросы сотрудникам в стиле: «Как твоё предложение помогает реализовать миссию?» Мы, например, собираем их здесь.
- Визуализировать прогресс. Используйте дашборды, канбан-доски или другие инструменты. Например, в рамках TEAMLY это просто реализовать с помощью трекеров и досок, интерактивных и интеллект-карт. Единое инфопространство очень важно для эффективного Work Management и его можно активно использовать для внедрения миссии в рутину.
- Поощрять инициативу. Сотрудники, которые предлагают идеи, связанные с миссией, – это настоящие двигатели прогресса. Поощряйте их инициативу, например, через систему наград или публичное признание. О способах мотивации мы рассказывали ранее.
Когда миссия становится частью ежедневной работы, она перестаёт быть абстракцией и превращается в мощный инструмент мотивации и объединения команды. А это, в свою очередь, повышает мотивация и вовлеченность. И результаты компании.
Подведем итоги
Миссия – это сильный инструмент мотивации, который может вдохновить команду на достижение амбициозных целей. Но только в том случае, если превратить её в часть ежедневной работы. Иначе останутся лишь красивые слова на стене офиса, за которые всем немного стыдно.
Мы вас убедили? Тогда запланируйте встречу с командой. Расскажите, что лозунг, на который все уже перестали обращать внимание, всё-таки связан с текущими проектами, и вовлеките коллег в обсуждение. Это, кстати, может вылиться в импровизированный мозговой штурм, который принесёт новые идеи.
Друзья, если бы вам предложили сформулировать миссию для вашей компании, как бы она оказалась связана с рутинными процессами?