Как учиться предпринимательскому мышлению с интересом

Учебник не научит видеть скрытые мотивы участников рынка, быстро адаптировать стратегии и принимать решения в условиях постоянных изменений. Меня зовут Дарья Приц, я — автор образовательных программ для развития предпринимательского мышления, и в этой статье я расскажу, как после «игр» топ-менеджеры меняют подход к бизнесу и открывают новые таланты в своих командах.

Как учиться предпринимательскому мышлению с интересом

Кто ты сегодня — мэр, гендиректор или подрядчик: зачем сотрудникам примерять разные роли

Ситуация: крупный федеральный ритейлер решает выйти на рынок небольшого, но перспективного города. Казалось бы, что может быть проще? У компании есть ресурсы, опыт, отработанные бизнес-процессы. Но едва команда начинает работу на новой территории, она сталкивается с паутиной интересов и противодействий.

Местные предприниматели сопротивляются приходу «чужака»: владельцы недвижимости поднимают арендные ставки, конкурирующие сети разрабатывают стратегию контрнаступления. А городские власти разрываются между желанием привлечь инвестиции и необходимостью защитить местный бизнес. В такой ситуации успех зависит от умения видеть скрытые мотивы всех участников рынка, выстраивать тактики, находить компромиссы или обходные пути. Иными словами — от предпринимательского мышления.

Где и как развить этот навык, если не в «боевой» схватке за долю рынка? Традиционные методы обучения — лекции, учебники, даже бизнес-кейсы — не дают возможности прожить подобные ситуации, проверить гипотезы и стратегии.

Уже несколько лет мы в Vium проводим игровые симуляции для развития предпринимательского мышления. Участники получают роли: кто-то играет руководителя команды масштабирования, кто-то — мэра города, кто-то — владельца недвижимости или представителя местного бизнеса. У каждой роли есть задачи, но мы предлагаем участникам определить и собственные цели — тут и раскрывается суть.

Как учиться предпринимательскому мышлению с интересом

Настоящие предприниматели виртуозно меняют тактики, не упуская из виду свои цели. Игровая среда постоянно преобразовывается из-за решений всех участников, создавая реальную неопределенность: кто-то быстро считывает ситуацию и использует ее в своих интересах, кто-то упускает ключевые сигналы и проигрывает. После — рефлексируем, насколько удалось достичь целей, как строилось взаимодействие с другими игроками, какие навыки требуют развития.

«Это же несерьезно, игры какие-то!» — часто слышим мы от топ-менеджеров, когда предлагаем им такой формат. Но скептицизм исчезает, как только они погружаются в процесс и осознают его ценность. Потому что игра позволяет испытать свои стратегии, проверить гипотезы и развить навыки, которые невозможно получить из книг или лекций.

Сегодня питчишь ты, завтра — тебя: как симуляции раскрывают потенциал управленцев

Мы уверены: нельзя прийти к предпринимательскому мышлению только через теорию. Поэтому в игре создаем тренировочный полигон, максимально приближенный к реальности. Один из наших самых эффективных форматов — симуляция инвестиционного комитета. Участники по очереди выступают в двух ролях: сначала как предприниматель, ищущий инвестиций, а потом как член инвесткомитета, оценивающий чужие проекты.

На первом этапе они презентуют идею. Питч получается максимально реалистичным — вплоть до конкретных цифр: «Я запрашиваю 150 миллионов на этот пилот». Члены импровизированного комитета обсуждают проект и выносят решение: «Мы дадим только 50 и не на 6 месяцев, а на 3. Нам не хватило этих и этих данных. Если бы вы учли эти факторы, могли бы получить больше».

Как учиться предпринимательскому мышлению с интересом

После этого роли меняются. Те, кто только что защищал свой проект, становятся членами инвесткомитета и оценивают чужие идеи. Они задают вопросы, выявляют слабые места, решают — дать деньги или нет. Участники тренируют навык запрашивать ресурсы и одновременно понимают логику инвесторов. Они начинают анализировать: «Я сам не упомянул эти риски, когда питчил», «Я не показал масштабируемость, поэтому получил отказ».

Для гарантированного успеха мы привлекаем настоящих предпринимателей, чтобы участники видели живые образцы для подражания. Например, в программе для ВТБ за три месяца топ-менеджеры встретились с 40 бизнесменами. Приглашенные нами инвесторы в диалоге с участниками обучающей программы выявляют их текущее понимание и показывают дефициты. Дальше — практика, где участники проводят customer development с реальными представителями их ЦА.

В этом две наши ключевые компетенции — умение сценировать образовательную среду и заполнять ее нужными людьми: опытными предпринимателями, инвесторами и экспертами.

Наши инсайты: как изменяются люди и компании

После игровых сессий участники иначе видят свою роль в бизнесе, увереннее ведут переговоры. Компании отмечают, что 90% сотрудников больше не боятся неопределенности, быстрее принимают ответственные решения, эффективнее работают. И эти навыки сохраняются годами.

Руководители теперь понимают, кому поручить решение предпринимательских задач, а кто будет отвечать за инновации.

Если ваша компания стоит перед задачей, требующей предпринимательского подхода, я рекомендую задуматься именно об игровом формате обучения, а мы в VIUM в этом поможем.

Хотите раскрыть свой предпринимательский потенциал или развить его внутри компании? Подписывайтесь на мой ТГ-канал. Там я делюсь проверенными инструментами, историями успеха и эксклюзивными кейсами корпоративных инноваторов.

9
3
1
10 комментариев