«Я ж своим лицом торгую»: QA рассказал, почему не приводит друзей в компанию по «рефералке»
QA-инженер написал в LinkedIn, почему не рекомендует нанимателю знакомых и особенно незнакомых специалистов. Издание dev.by пересказало дискуссию.
«Первый не прошёл собес, вторая просто пропала»
Слова автора в этом блоке приведены от первого лица.
С тех пор, как нашёл работу, ко мне обратилось несколько человек с просьбой «зарефералить» их. Понимаю, компания достаточно известная, с хорошими «плюшками», но я работаю две с небольшим недели. Согласитесь, странно кого-то рекомендовать, когда сам ещё не прошёл испытательный. <...>
Работая в «Сбере», рекомендовал двух человек. Первый не прошёл собеседование на ручника в те времена, когда брали после месячных курсов. А вторая, пройдя, просто пропала, обнаружившись через несколько месяцев на должности саппорта в компании с замашками из 1990-х.
И до меня наконец дошло — я ж своим лицом торгую. Да, можно относиться сугубо с рыночной позиции: пройдёт человек — получу бонус, не пройдёт — другого порекомендую. Можно сказать, упрощаю работу эйчару. И в случае редких позиций это действительно так.
Но тестировщики, к несчастью, не то чтобы редкий товар. Хорошие или плохие — другой вопрос. Так что в количестве откликов рекрутеры особой нужды не испытывают.
Поэтому выработал следующий паттерн:
- Порекомендую, если работал с человеком и уверен в его профессионализме.
- Если [человека] порекомендовал тот, в ком я уверен.
- Соискатель через свой контент не оставляет сомнений.
И всё это в первую очередь относится к QA. Остальных оценивать не берусь, если лично с ними не работал. Исключения есть, но их немного.
Реферальные программы — это, конечно, хорошо, но репутация дороже. Да и в целом, если у компании сайт с вакансиями, отклики через кот��рый вполне работают (я проверял), а эйчары есть в LinkedIn, то не вижу проблем откликнуться напрямую.
«Оказался не просто неудачником, а настоящим шедевром в области "как не пройти собеседование"»
Многие пользователи полностью согласны: «рефералка — не просто бонус, а ответственность», «рефералить можно, только если уверен в человеке», «это как рекомендовать ресторан, в котором ни разу не был».
Кто-то пишет, что история с рекомендацией может плохо отразиться на рекомендателе, даже если всё хорошо:
- То, что компания подошла человеку, не означает, что подойдёт его другу. Не только с точки зрения задач, но и с точки зрения ценностей компании и вообще совпадения по духу.
- Есть риск испортить отношения с другом (даже если вы бывшие коллеги), потому что подходы к работе и взгляд на качество работы могут не совпадать.
Кто-то отмечает, что рекомендовать — «это и работа, и навык (оценить того, кого предлагаешь), а не просто так порекомендовал, а вы там [мучайтесь]. Это не рулетка».
Попутно пользователи обсуждают, красиво ли просить рекомендовать того, кто не мог «убедиться в твоём профессионализме». Кто-то здесь же вспомнил добрым словом тех, кого вообще никто не рекомендовал, но они сами «пытались пролезть на твоём имени».
Бывают ещё приколы, когда человек проходил твои курсы и с первых слов на собеседовании в твою компанию говорит: «А я знаю того-то, я у него учился, мы вообще чуть ли не друзья». А потом к тебе приходят и спрашивают: «Что это за тип вообще?»
Я тоже рекомендовал людей, и один из них оказался не просто неудачником, а настоящим шедевром в области «как не пройти собеседование».
Несколько раз рекомендовала действительно хороших спецов — их не брали. Зато брали объективно слабых. Наверное, это был вопрос цены.
«Помочь — всего лишь дать шанс, чтобы хотя бы просмотрели резюме»
Но не все столь категоричны. Кто-то из комментаторов, например, вспоминает «былые времена», когда он по «рефералке» получал немалые суммы за рекомендации.
А кто-то пишет, что автор поста слишком уж серьёзно воспринимает просьбы знакомых порекомендовать их — «люди не могут пробиться через барьер». И помочь им — «всего лишь дать шанс, чтобы хотя бы просмотрели резюме». Допустим, в компании уровня FAANG попасть настолько тяжело, что писать в LinkedIn тем, кто уже там работает и просить порекомендовать, — это нормальная практика.
При этом сам автор оставил под этим комментарием такой ответ: его «тоже рефералили», но «ни одна рефералка за последний поиск вообще ни во что не вылилась». Так что даже с этой точки зрения он «большого смысла» не видит.
Материал подготовлен dev.by — изданием об информтехнологиях в Беларуси и в мире. Другие статьи по теме: