Как создать команду, которая не хочет уходить: 3 неочевидных правила для любого бизнеса
Я изнутри анализировал компании “в классном офисе с красивыми стенами под кирпич, с бесплатными безглютеновыми печеньками и с креслами-мешками”, где атмосфера как в змеином логове.
Все нормальные специалисты оттуда уходят через 6 месяцев.
Почему одни команды горят работой, а другие — выгорают?
Потому что никто из руководства не обращает внимания на “маленькие” ошибки, из-за которых хорошие команды себя ощущают как рабы в соляной шахте.
Ошибка №1: поощрять не тех людей (и убивать мораль у всех)
Невротичную девушку, которая в неделю работает по 80 часов, повышают или дают особую премию.
А полезного добросовестного работника, который за всеми исправляет ошибки и активно учится, игнорируют.
Поздравляю — так вы только что похвалили выгорание и наказали продуктивность.
Почему это глупо:
- Просиживание штанов aka презентеизм (офис или удалёнка неважно) — НЕ равняется продуктивность.
- Культура переработки = высокая текучесть со стороны нормальных людей и специалистов.
- Профессионалы уходят когда их усилия не получают признания.
Исправьте это:
1 - Поощряйте результаты, а не только кол-во часов на работе. Сами эти результаты нужно продумать, установить, сделать прозрачными и по ним договориться с сотрудником. Так вы будете лидером, а не самодуром.
2 - Отмечайте в прямой коммуникации “тихих контрибьюторов”. Не прячьтесь от честного искреннего общения с командой.
3 - Прекратите идеализировать выгорание и переработки. Это не продуктивность, а некомпетентность менеджмента.
Ошибка №2: когда ваша “культура обратной связи” — это просто театр
Вы вслух говорите, что хотите от команды честной обратной связи, но в реальности никто не станет напрямую говорить своему руководителю, что его “инновационная стратегия” — это билет в банкротство.
В идеальной корпоративной культуре с психологической безопасностью — может быть. Но в 90% случаев — нет. Люди заботятся о своей стабильности на работе: улыбаются, кивают, а потом идут в свои внутренние чаты, чтобы вас там всячески обругивать.
Почему это глупо:
- Страх “мести” или “проблем” за обратную связь очень реален и обоснован.
- Абстрактная обратная связь = бесполезная обратная связь (пожелание “будь более проактивным” — это пустышка).
- Если у обратной связи нет реальных последствий — какой смысл вообще о ней беспокоиться?
Исправьте это:
1 - Можно организовать обратную связь в регулярные анонимные опросники с пунктами, по которым могут быть приняты реальные действия. Легко найти софт для этого в интернете.
2 - Обучить всех менеджеров слышать и воспринимать критику, а не отнекиваться от неё. Пускай поймут, что в критике есть польза, шанс на улучшение и конкретная выгода для них (установите как им реагировать на критику, как вы это будете проверять, и что им будет хорошего за правильную реакцию на критику, например, сформировать предложение по новым действиям и вслух адресовать пункты из критики перед командой и т.п.).
3 - Действительно! создавайте изменения новыми действиями и решениями на основе полученной обратной связи (вообще дикая идея, правда?)
Ошибка №3: Вместо очередной встречи можно было отправить сообщение (но на пути встало Эго)
Ещё один часовой созвон, на котором ничего не решилось по существу. Только стало понятно как Ирина Витальевна любит слышать свой голос. А в это время настоящая работа только накапливается.
Почему это глупо:
- Время = деньги. Терять его дорого.
- Эмоциональная усталость от затянувшегося процесса принятия решений — абсолютно реальное явление.
- Плохие совещания и созвоны = раздражение и утрата авторитета.
Исправьте это:
1 - Нет конкретной полезной цели и плана встречи? Нет встречи.
2 - 15-минутный стендап > 60-минутный монолог. На встречах соблюдается тайминг и регламент (в разумных пределах). Уважаете своё время — его уважают и другие.
3 - Если нужно проинформировать — отправьте просто в сообщении. Они не дети.
Главная мораль:
Исправляйте мелкие вещи, прежде чем они поломают вам большие.
Большинство корпоративных катастроф начинаются с чего-то мелкого: тут проигнорировали жалобу, там наняли негативщика… А потом вдруг ваши лучше люди уходят, а корпоративная культура автоматически превращается в дикие джунгли: каждый сам за себя и выживает самая большая крыса.
Остановите гниение и деградацию в коллективе. Обращайте внимание. Слушайте. И хватит притворяться, что ваши печеньки в стеклянных вазочках всё решат.
Согласны? Не согласны? Видали и похуже? Напишите. Я вообще хочу вам предложить, давайте сделаем себе и окружающим работу менее ужасной — исправляя по существу одну глупость за другой. Это совершенно возможно. И нужно всем.