Вы нам подходите: учимся составлять классные резюме и сопроводительное письмо

Всё проще, чем кажется: собрали несложные, но рабочие советы, чтобы вас точно захотели пригласить на собеседование.

Вы нам подходите: учимся составлять классные резюме и сопроводительное письмо

Как составить идеальное резюме?

Резюме — это витрина соискателя в процессе трудоустройства. Оно должно максимально полно раскрывать ваш опыт и подчёркивать сильные стороны, но при этом быть релевантным для работодателя. Чтобы это получилось, следуйте нашему чек-листу.

Пропишите структуру и основное наполнение

Начните с драфта: соберите по требуемой структуре всю информацию о себе. Заложите на это пару часов.

Шапка. Здесь, в верхней части страницы, соберите ключевую информацию о себе:

  • полное имя;
  • название должности, на которую вы претендуете;
  • контакты: город проживания, телефон, адрес электронной почты;
  • ссылка на персональный сайт (это может быть ваше портфолио или сайт-визитка).

Также можно добавить фото и указать в шапке желаемый уровень заработной платы, но только при условии, что в описании вакансии была дана вилка или уровень заработной платы не был обозначен вовсе.

Опыт работы. В этом разделе вам нужно описать весь релевантный опыт работы. Если вы претендуете на позицию бэкэнд-разработчика, а в школе подрабатывали разносчиком почты, указывать такой опыт не стоит. Этот раздел нужно оформлять аккуратно и внимательно:

  • Располагайте все места работы в хронологическом порядке, от последнего к первому. Везде добавляйте даты начала и окончания деятельности.
  • Для каждого места работы указывайте актуальное название компании и вашу должность.
  • Добавляйте короткое описание ваших обязанностей, например: «Бухгалтер. Обязанности: расчёт и начисление заработной платы, отпускных и больничных выплат сотрудникам».
  • Количественно описывайте основные результаты вашей работы, например: «В период моего руководства в отделе выросли показатели работы: выполняемость ежемесячных KPI поднялась с 75% до 95% в месяц».

Последние три года вашей работы постарайтесь охарактеризовать наиболее подробно.

Образование. Здесь сосредоточьтесь на высшем достигнутом уровне образования: про школу стоит писать только в том случае, если дальше вы не учились. Здесь принцип структуризации тот же:

  • Располагайте всё по порядку, указывайте годы обучения, например, сначала в магистратуре, потом в бакалавриате.
  • Пишите полное название учебного заведения, ваш факультет, кафедру.
  • Включите особо значимые академические достижения или награды, если они у вас есть, например, «1 место на конкурсе студенческих работ в бакалавриате».
  • Если это релевантно вакансии, добавьте ключевые курсы, которые вы изучали, средний балл за весь срок обучения.

Раздел с образованием нужно добавлять всегда, даже если вы, например, учились на экономиста, а работать хотите тестировщиком мобильных приложений: в некоторых компаниях критически важно наличие у сотрудников высшего образования, а вот профиль обучения уже не важен.

Курсы, тренинги, стажировки. В этом разделе опишите по аналогии с предыдущим все дополнительные учебные программы, которые вы проходили, но выберите только то, что релевантно вакансии. Например, курсы кройки и шитья указывать не стоит (если, конечно, вы не пытаетесь получить должность модельера), а вот курсы программирования или повышения квалификации добавить не забудьте.

Хард-скиллы, или ключевые навыки. В написании этого раздела ориентируйтесь на описание вакансии.

Вы нам подходите: учимся составлять классные резюме и сопроводительное письмо

Софт-скиллы. В целом тоже прописывайте на основе ключевых слов в вакансии. Обычно на все позиции требуются умение чётко выражать свои мысли, способность эффективно работать в группе, самостоятельность и коммуникабельность.

Знание иностранных языков. Перечислите все языки, которые вы знаете, с указанием уровня владения по международной шкале.

Вы нам подходите: учимся составлять классные резюме и сопроводительное письмо

Если ищете работу в IT, в аналогичный отдельный раздел стоит вынести языки программирования, которыми вы владеете.

Рекомендации. Не всегда обязательный раздел, но если у вас за плечами опыт работы в известной компании, будет полезно оставить контакты вашего бывшего руководителя и кого-то из известных коллег. Также это не помешает, если вы устраиваетесь на первую работу: оставьте контакты ваших руководителей на стажировке или в университете.

Дополнительная информация. Сюда можно включить всё, что не уместилось в предыдущие разделы, но кажется важным, например, опыт организации культурных или спортивных мероприятий, участие в волонтёрских программах. Постарайтесь включить сюда только ту информацию, которая хотя бы косвенно связана с желаемой позицией, например, докажет ваши организаторские способности, целеустремлённость и коммуникабельность.

Вычистите содержание

После того как вы вложили в резюме всё, что могли, его нужно сократить и отшлифовать. Пройдитесь по всем разделам и оцените их с точки зрения ключевых принципов.

Краткость. Излагайте информацию максимально ёмко: не используйте длинные предложения, убирайте малозначимые детали. Фокусируйтесь только на том, что имеет отношение к вашей будущей работе.

Вы нам подходите: учимся составлять классные резюме и сопроводительное письмо

Правдивость. Ваше резюме должно быть продающим и может несколько приукрашивать реальность, но откровенно врать в нём точно не стоит. Особенно в том, что касается должности и функционала: рекрутёры могут очень легко это проверить. Старайтесь выделять ваши сильные стороны и не заострять внимание на слабых. Также здесь поможет сопроводительное письмо — о нём расскажем в следующем разделе.

Конкретность. Каждое своё достижение и результат описывайте с позиции конкретных KPI или по методике STAR: ситуация (Situation) → задача (Task) → действие (Action) → результат (Result). Избегайте общих описаний.

Вы нам подходите: учимся составлять классные резюме и сопроводительное письмо

Ёмкость. Ваше резюме не должно рассказывать о вас абсолютно всё, например, сколько у вас детей и как зовут вашу собаку. Включите в него только ту часть вашей профессиональной и личной биографии, которая так или иначе будет связана с желаемой работой, подчеркнёт нужные для неё профессиональные и личные качества.

Уникальность. Не рассылайте одинаковые резюме всем компаниям. Особенно внимательно редактируйте разделы с хард- и софт-скиллами: обязательно добавляйте в них ключевые слова из вакансии, чтобы пройти фильтры ATS.

Грамотность. Обязательно проверьте ваше резюме на ошибки перед отправкой, не забывайте про фактическую точность (например, правильно пишите названия компаний).

И ещё пара моментов:

  • Сохраняйте резюме в формате pdf, не защищайте от копирования.
  • Используйте одинаковый шрифт: Arial, Callibri или Times New Roman, 10-12 кегль для основного текста, более крупный и/или полужирный для заголовков.
  • Придерживайтесь однотипного оформления: одинаковые отступы, идентичные форматы списков.
  • Не включайте картинки и инфографики — всё перечисляйте последовательно текстом.
  • Не делайте текст пёстрым и разноцветным.

Что включить в сопроводительное письмо?

Сопроводительное письмо — это своеобразное дополнение к резюме (а иногда — его замена). Мы рекомендуем писать и отправлять его всегда, если вы не претендуете на должность, куда персонал набирают массово.

Задача соискателя в сопроводительном письме — объяснить живым языком, почему именно он должен занять позицию. Такой текст должен закрывать бреши в резюме, например, объяснять, почему вы считаете возможным претендовать на вакансию без опыта работы или почему после работы в корпорации вы хотите перейти в стартап.

Не допускайте распространённые ошибки при составлении сопроводительного письма:

  • Пересказ резюме: а зачем вы тогда его писали? Добавляйте то, о чём в резюме сказать невозможно.
  • Низкий уровень грамотности: по сопроводительному письму HR часто оценивает способность соискателя излагать свои мысли.
  • Слишком подробно: 3-5 небольших абзацев будет достаточно, потому что больше HR читать не станет.
  • Слишком формальный или, наоборот, слишком разговорный стиль: не забывайте, что вы устраиваетесь на работу, но в то же время ваше письмо будет читать живой человек.
  • Универсальный текст: придерживайтесь в сопроводительных письмах единой структуры, но меняйте наполнение под каждую вакансию.

Как структурировать сопроводительное письмо:

  • Вступление (1 абзац). Поприветствуйте потенциального работодателя и представьтесь.
  • Основная часть (2-3 абзаца). Объясните, почему вы считаете, что лучше всего подходите на позицию, какой опыт и навыки позволят вам быть успешным в выбранной роли. Особое внимание уделите ответу на те пункты, по которым вы не соответствуете требованию вакансии.
  • Заключение (1 абзац). Поблагодарите потенциального работодателя за то, что он прочитал ваше письмо до конца. Напишите, что готовы приехать на собеседование, оставьте свои контактные данные (имя, телефон и почтовый адрес).
Пример сопроводительного письма
Пример сопроводительного письма

А можно всё это кому-то делегировать?

Бывают случаи, когда полезно обратиться за помощью или консультацией в составлении резюме и сопроводительного письма, например, если вы:

  • Сменили сферу деятельности и не уверены, на что нужно обратить внимание в резюме.
  • Претендуете на позицию руководителя и не знаете, какие из ваших достижений и навыков помогут подчеркнуть управленческий опыт и лидерские качества.
  • Хотите трудоустроиться в иностранную или международную компанию и не уверены, на что стоит обратить внимание в конкретном случае.

Мы в Ventra предоставляем карьерные консультации, в том числе по вопросам составления резюме и сопроводительных писем, — обращайтесь! Поможем и поддержим даже в самых сложных и нестандартных случаях.

26
1
40 комментариев