Что повышает зарплату продакта: набитые шишки за $6000, успешный сайд-проект или умение сверстать прототип на коленке
Меня зовут Валерия Розова. Я работала в Qlean.ru директором по продукту, сейчас я делаю HR-компанию TYPICAL и организовываю онлайн-интенсив для менеджеров по продукту. Чтобы поддержать свой интенсив не словом, а делом, я хочу написать полезную статью.
Сегодня я буду писать про деньги. Ситуация «у меня за плечами есть один спроектированный сайт, а еще в одном проекте я искал product-market fit, но на рынок его не выпустили, хочу 300 тысяч в месяц и опционы» стала классической.
Если раньше много платили инвестиционным банкирам из Goldman Sachs, CIB, ВТБ Капитала, потом стали платить и управленческим консультантам в тройке McKinsey, BCG, Bain, то сейчас главными голд диггерами стали менеджеры по продукту.
Менеджеры по продукту внезапно нужны всем — Сбербанк встал во главе этого хайпа со своей agile-трансформацией, за ним подтянулись все корпорации от Ростелекома до Пятерочки, цифровые гиганты России в количестве двух штук — Yandex и Mail, модные компании из категории «рунет» — Avito, Ozon, HeadHunter, разные начинающие бизнесы, которые называют себя стартапами, да и вообще всем, чуть ли не сосисочным ларькам стали нужны менеджеры по продукту.
Спрос, как мы знаем, рождает предложение. А еще он рождает подделки, снижение качества, наглость и манипуляции. Но задача моей статьи сегодня не в том, чтобы рассказать, как отличить хорошего профессионала от того, кто не дотягивает. Я хочу сфокусироваться на том, чтобы рассказать специалистам, как легально можно больше заработать и как сделать так, чтобы ваши запросы в «300 тысяч» были оправданы.
В базу моего рассказа легли интервью с клиентами TYPICAL — CEO и CPO разных компаний, а также 400+ проведенных интервью с кандидатами, которые рассказали нам, за что их ценят, за что им платят, какой фидбек им дают.
Итак, что нужно делать, чтобы вам заплатили больше:
1. Иметь трек-рекорд результатов в 2-3 компаниях, который выражен в четких и реалистичных достижениях.
Неопытный читатель подумает, что любая шляпа в резюме и есть его трек-рекорд. На практике, если у вас нет четкого и понятного роста «от джуна до синиора», адекватных достижений в денежном или метричном эквиваленте в нескольких местах работы, то для компании у вас нет трек-рекорда. Хуже всего здесь тем, кто кочевал по всяким вот-вот запущенным проектам, которые быстро закрывались, не успев выпустить продукт — все ваши достижения в невыпущенных продуктах не впечатляют компании. Еще слабыми выглядят те, кто просто пишет абстрактную чепуху вместо достижения — например, работая обычным продакт менеджером, написать «увеличил прибыль компании в пять раз», это значит присвоить себе чужие заслуги, потому что такие достижения должны быть на уровне директоров и c-level. Ну и финалочка, разговор в формате «хочу 6000 долларов, потому что у меня уже набиты шишки», это ерунда, которую не продать дорого. Ваши шишки должны быть в вашем резюме, структурированном рассказе и выводах, которые вы делаете, только тогда эти шишки стоят денег.
2. Обладать насмотренностью — в рамках индустрии, бизнес-модели и функции.
Да, вы точно многое видели. Но в общении с компанией вы должны просто налету схватывать ситуацию и сами заканчивать предложение. Если речь зашла о том, что у компании проблема с реферальной системой, вы должны выдать 2-3 ситуации или какой-то мощнейший вывод, который расскажет все о вашей экспертизе. Если речь идет о низком ритеншене, то вы должны сразу же поговорить про с1,с2,с3+, про поведение когорт и LTV клиентов. Если вы приходите интервью в финтек-компанию, а такие имена как N26, Monzo, Starling, RBS, Chime ни о чем вам не говорят, точно также как и open banking, то не стоит рассчитывать на то, что вам много заплатят. Вы должны наизусть знать, в какой индустрии какие правила, если вы идете туда работать. Также вы должны понимать, какие метрики в какой бизнес-модели работают. Без этого ваши 300к кажутся ситуацией, в которой вам надо платить за то, что вы будете тут учиться — как-то «так себе» по справедливости.
3. Разбираться в деньгах — в финансах и экономике компании.
Если вы не интересуетесь выручкой, прибылью, моделью монетизации компании, не знаете, венчурный это проект или самоокупаемый, то вряд ли стоит называть цифру в 300к. Вы должны быть подкованы в финансах и экономике предприятия, иначе как вы будете общаться с функциями финансов, операциями и маркетингом? Эти люди отвечают за бюджет, и рассказы про роадмап их не впечатлят и не позволят вам получить от них достойное сотрудничество. Прибылеобразующим функциям всегда платят больше. Чтобы просить у компании деньги, надо уметь их для нее зарабатывать. Только ответственность за деньги позволит вам стать по-настоящему ценным сотрудником. Самый адекватный ответ на вопрос «почему ты столько хочешь» — «потому что я могу принести в десять раз больше вот такими-то действиями».
4. Быть продвинутым в коммуникации — использовать логику, аргументацию и структурно выражать свои мысли.
Ну, начнем с того, что, чтобы достать себе 300к и опционы, надо проявить свои коммуникационные навыки. В первую очередь это логика. Формат «за меньшее я просто не готов переходить» — откровенно плохой. Вы должны мыслить ценностью, которую вы несете, а не шантажом и угрозами. Логика — это про то, чтобы четко понимать профиль собеседника и его нужды. Если вы не понимаете этого и только бьете себя в грудь, где вышиты бренды, на которые вы работали — пока. «Чего болтать, на деле все покажу» — тоже не работает. Никто не собирается сидеть и догадываться о ваших интеллектуальных возможностях. Если вы ничего не сказали — значит, рассказать вам нечего. Представляете, как вы проектируете сайт про продукт и думаете «не буду здесь ничего писать» — вряд ли ваш пользователь оценит такой подход. Финалочка заключается в том, что если ваш рассказ о своем опыте похож на плач Ярославны, в котором нет ни сторителла, ни выводов, ни структуры — не надо ни на что рассчитывать кроме расстройства собеседника. Пока вы не умеете пользоваться коммуникацией, как инструментом достижения целей, вы вряд ли стоите 300к.
5. Уметь разбираться в разработке, дизайне и аналитике и не говорить «я не технический специалист».
Всем, глуб��ко говоря, наплевать, каким специалистом вы себя считаете, до тех пор, пока ваши же родные разработчики творят ерунду или просто отказываются вас слушать. Если вас дурят, вы не контролируете сроки и эффективность команды, любая отмаза про техдолг на вас работает, вы не понимаете, что такое код ревью, зиро код, чем занимается девопс и чем его работа отличается от фронт-эндера, то вы не можете стоить дорого. Если фигма для вас — это просто название японского оригами, и вы не можете собрать простой макет или прототип, то не надо рассчитывать на большие деньги. Крутой специалист «понюхал пороху» и, в случае чего, он не будет сидеть на стуле и ждать дизайнера, он пойдет и сделает сам. Чем больше у вас практических навыков, тем выше ваша стоимость на рынке труда.
6. Иметь опыт работы с высокой когнитивной нагрузкой — в другой культуре, в своем успешном сайд-проекте.
Такие проекты делают вас гибкими, всесторонне развитыми и более продвинутыми. Они показывают, что вы не боитесь взять ответственности, что вы умеете менеджерить много вещей одновременно, что у вас широкий кругозор. Наличие такого опыта само по себе — это полдела, самое важное — это ваша рефлексия и результаты. Если расскажете, с чем столкнулись, какие выводы сделали и как применяете их в работе — держите ��корее свои деньги.