Чаевые после пандемии: кто будет получать больше
Пандемия в 2020 году изменила подход к поощрениям: многие люди во время режима самоизоляции начали по-другому воспринимать труд курьеров, водителей такси и сборщиков онлайн-заказов. Поощрения стали выполнять роль пожертвований и донатов.
Феномен чаевых
Считается, что феномен чаевых возник в XVII веке в Англии среди аристократии, а потом быстро распространился по всему миру. Наибольшую популярность чаевые приобрели в США. Для сравнения: американцы ежегодно оставляют 42$ млрд чаевых только в ресторанах.
По данным американского маркетплейса кредитных карт, 77% американцев оставляют чаевые официантам, 63% — в парикмахерских и доставщикам еды, 27% — горничным в гостинице, баристам — 24% и водителям (49%).
Импульс к развитию культуры поощрений в российской сфере услуг подстегивают цифровые технологии, в том числе и запуск электронных чаевых.
Сколько чаевых получает линейный персонал
igooods и первый банковский сервис безналичных чаевых CloudTips (совместный проект Тинькофф и CloudPayments) составили рейтинг сфер услуг по размеру чаевых.
Анализ основывался на данных по оплате онлайн-чаевых в марте 2021 года среди 800 компаний сферы обслуживания, которые работают с более 100 тыс. пользователей (получателей чаевых и донатов – клиентов CloudTips). В выборку попали рестораны, сервисы доставки продуктов и еды, такси, салоны красоты, поощрения артистам и блогерам.
Иногда сумма чаевых, которую получает сотрудник, может превосходить сумму чека, но это случается довольно редко. Курьеры отмечают, что чаще всего пользователи оставляют вознаграждение в плохую погоду, или когда их заказ много весит. А в праздники, когда средний чек на семью вырастает, количество чаевых уменьшается.
В igooods за 2020 год курьерам и закупщикам перевели более 11,5 млн рублей чаевых.
Чаевые становятся пожертвованиями
В России чаще оставляют чаевые официантам. Пандемия в 2020 году изменила подход к поощрениям: многие люди во время режима самоизоляции начали по-другому воспринимать труд курьеров, водителей такси и сборщиков онлайн-заказов. Поощрения стали выполнять роль пожертвований и донатов. С внедрением электронных чаевых стал расти объем поощрений в разных сферах услуг, а не только в ресторанном бизнесе.
Где вырастет “чай”
Привычка благодарить с помощью электронных чаевых водителей такси, курьеров и сборщиков заказов стала массовой не так давно. Поэтому и суммы в этих отраслях пока меньше, нежели в ресторанной. Они продолжат увеличиваться вместе с ростом сегментов и развитием культуры чаевых в России. По прогнозам CloudPayments, чаевые в гостиничной сфере (поощрения горничным, сотрудникам ресепшн и консьерж-сервиса) в обозримом будущем могут догнать по сумме онлайн-чаевые в ресторанах.
Кроме того, во время пандемии возросла популярность донатов для блогеров и артистов. Когда концерты и спектакли “переехали” в онлайн, поклонники начали переводить онлайн-донаты артистам и музыкантам. Средняя сумма чаевых артистам составила 707 рублей, максимальная — 10 000 рублей.