Как компании теряют лучших сотрудников и платят ни за что

Как поступить сотруднику, который знает, что его сослуживец имитирует бурную деятельность? Рассказать об этом руководителю и заработать репутацию доносчика? Смириться с тем, что бездельнику незаслуженно достаются «плюшки» (в том числе и материальные), а добросовестный труд остается незамеченным? Непростой выбор.

Рано или поздно терпение подчиненного лопнет, ему надоест «слепота» начальства и глумливые ухмылки коллеги. Дело кончится тем, что действительно ценный сотрудник покинет компанию, а ушлый «передовик» продолжит получать неплохую зарплату и пользоваться уважением. Подобная ситуация получила название – «эффект ореола» или «гало-эффект». Чем же это грозит бизнесу?

Как компании теряют лучших сотрудников и платят ни за что

Предвзятое отношение

Эффект ореола — это когнитивное искажение, вследствие которого человек составляет поверхностное и поспешное суждение о личности другого, основываясь на первом впечатлении или на самой выразительной черте характера.

Впечатление о человеке может сформировать дальнейшую оценку любых его поступков, позитивную или негативную. Харизматичные (или отталкивающие) люди создают вокруг себя соответствующий ореол, и все их действия подсознательно воспринимаются в данном ключе.

В бизнесе такой эффект может быть следствием вовремя оказанной услуги или грамотно выполненного поручения. Часто причиной гало-эффекта становятся похожие увлечения, рекомендации (замолвили словечко), внешний вид.

Пример 1. Красивая, ухоженная женщина редко ассоциируется с глубокими познаниями в технике. Статный, привлекательный мужчина априори подсознательно воспринимается умным и надежным. Такое мнение всегда может оказаться ошибочным, ведь внешность никак не отражает внутренних качеств.

Пример 2. Если работник грешит опозданиями, он автоматически становится безответственным и ненадежным в глазах шефа. Напротив, пунктуальный сотрудник по умолчанию считается внушающим доверие. Хотя причины опозданий могут быть и уважительными, а точность не всегда признак профессионализма.

В человеке (бренде, организации) может не нравиться единственный аспект, но негатив легко распространится на весь объект. Аналогично одна позитивная характеристика способствует восторженному восприятию всего образа.

Последствия эффекта ореола

Вот четыре распространенных примера влияния ореоловых заблуждений на атмосферу в компании:

  • Когда кто-либо находится «в почете», прочие выглядят на его фоне отстающими, даже если их результаты ничуть не хуже. Естественно, многие не согласны с таким положением, начинается разлад и конфликты.
  • За выделением «любимчиков» неизбежно последует избирательная политика руководителя в дисциплинарных, хозяйственных, организационных вопросах.
  • Гало-эффект провоцирует потерю ценных кадров, поскольку индивидуальные предпочтения, ценятся выше профессиональных навыков.
  • Если работник получает привилегированный статус благодаря успеху в определенном направлении, у него возникает соблазн относиться к другим обязанностям спустя рукава.

Основная проблема предвзятости в деловых коммуникациях – искаженное восприятие реальности, что приводит к поспешным (зачастую неверным) выводам:

  • Сотрудник пришел не вовремя на работу? Делаем заключение, что это вскоре станет традицией, а остальные, глядя на него, тоже начнут пренебрегать правилами.
  • Работник помогает коллегам? Приходит на ум идея его поощрить, ведь ему хватает энергии выполнять и свои, и чужие обязанности. Хотя помощь, возможно, происходит в ущерб собственной работе.
  • Подчиненный опубликовал stories в разгар рабочего дня? Вывод очевиден – для него Instagram важнее работы. Как бы он ни старался впоследствии, репутация будет безнадежно испорчена. На всю его работу смотрите сквозь призму негатива, хотя другой подчиненный скидает мемчики в рабочие чаты: отвлекает и себя, и других.

Как избежать ошибок?

Определить критерии оценки

Даже то, что семерка считается счастливым числом, не может отменить тот факт, что на 10 долларов можно купить больше, чем на семь. 10 никогда не будет больше 7. Даже если 7 ваше любимое число? Схожая ситуация и в вопросах сотрудничества – оценивать надо объективно, опираться только на показатели.

Руководитель и подчиненный должны ясно понимать, как оценивается эффективность. Выставьте KPI, цели OKR (Objectives and Key Results) или ориентируйтесь на ЦКП сотрудника. Это поможет абстрагироваться от личных впечатлений о человеке.

Разделить метрики

Говоря простым языком, анализируя личность, не следует смешивать оценки разного рода. Для выяснения эффективности руководителя отдела можно воспользоваться несколькими источниками информации. Мнение коллектива, фактические достижения отдела, методы управления. Например, вы выяснили, что подчиненные считают его хорошим человеком, но общие показатели эффективности отдела вызывают вопросы. Эти факторы не должны влиять друг на друга.

Используйте одинаковые метрики для одинаковых должностей. Это значительно упрощает процесс, позволяет сравнить результативность, оперируя едиными величинами. Кроме того, такая методика внушает подчиненным уверенность, что их усердие обязательно будет оценено по достоинству.

Минимизируйте человеческий фактор

Хорошее настроение или наоборот, чувство подавленности, выступают прямыми предпосылками гало-эффекта. Бодрый и выспавшийся босс готов простить персоналу все мелкие прегрешения. В то же время усталость и раздражение могут вызвать необоснованную агрессию, навлечь кары на неповинные головы. Для устранения этих эмоциональных помех и разработаны инструменты — системы учета рабочего времени и мониторинга эффективности сотрудников.

Компьютерные программы бесстрастны и не подвержены воздействию ореола. Выверенные алгоритмы полностью исключают вероятность влияния эмоций, настроения, самочувствия – любых человеческих слабостей. Сведения системы о фактическом использовании рабочего времени не смогут оспорить ни начальник, ни подчиненный. Если сотрудник пару часов пребывал в обществе друзей из Facebook, программа это зафиксирует несмотря на все обаяние и прежние заслуги. Сервисы учета предоставляют серьезное преимущество – статистику. Цифры покажут, соответствуют ли усилия команды поставленным задачам или пришло время для «отчаянных мер».

Пример анализа эффективности в системе учета рабочего времени
Пример анализа эффективности в системе учета рабочего времени

Внедрение систем учета рабочего времени и мониторинга работы сотрудников поможет увидеть полную картину происходящего на рабочих местах. Система собирает информацию о том, какие программы использовал сотрудник, а также когда и какие сайты он посещал. Также ПО осуществляет запись времени работы с программами и сайтами.

Анализ использования программ и сайтов в системе учета рабочего времени
Анализ использования программ и сайтов в системе учета рабочего времени

Тогда-то и выяснится, что, например, выкладка сторис в Instagram была единичным случаем. В то время как за соседним столом сидит персонаж, который часами не покидает страничку с мемами. Как бы работники ни сомневались в необходимости тайм-трекеров, они в состоянии послужить и для их выгоды. Особенно это пригодится тем, кого упорно не замечает начальство. Статистические данные программы учета рабочего времени подтвердят продуктивность и реальный вклад в общее дело.

Резюме

Симпатия или антипатия разрушают объективность, а среди персонала найдется немало людей, которые крайне болезненно переживают несправедливость. Именно поэтому каждый руководитель просто обязан помнить об эффекте ореола всякий раз, когда оценивает работу, принимает решение о премиях или штрафах.

2828
32 комментария

Сначала смотрим на каких сайтах сидел работник, потом ставим камеру в толчок. Вдруг сотрудник не дождик с елки проглотил, а в телефоне сидит. Дальше ставим джипиэс маячок в анус, чтобы понять сколько раз сотрудник сходил по делам, а сколько раз просто к кофемашине. А еще надо отслеживать сколько часов он ночью спал. Не выспавшийся сотрудник не может быть продуктивен. И про питание нужно не забывать, вдруг гадость всякую есть, потом пучить на работе будет (см. камера в туалете). Кароч сложно нынче работодателем быть.

13
Ответить

Инсайдер - это не про это. Если руководство в адеквате, ему неинтересно контролировать каждого только ради факта контроля. Ваши переписки, сайты, туалеты и дождики интересны только вам. У руководства куча других вопросов, которые нужно решать, нет времени каждый день сидеть и мониторить каждого. Если сотрудник укладывается в сроки, закрывает задачи, то ОК, пусть сидит на каких угодно сайтах, если это не мешает работе. А если он, например, весь день проводит в курилке, но говорит, что урабатывается или сливает клиентскую базу конкурентам - это другое. Тогда в система сообщит об этом руководителю. Бывает еще ситуации, когда человек выгорает, это важно поймать на начальных стадиях ( что и делает Инсайдер), поговорить с ним и как-то разрулить ситуацию. Потому важно сохранить команду, а не заниматься бессмысленным прессингом.
 

2
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

*ещё подвергает сомнению компетентность начальства*
Что за бред? Компетентность начальства всегда под сомнением, априори. Потому что где-нибудь на производстве, например, беспрекословное подчинение грозит оторванными конечностями или смертью, в которой виноват будет исполнитель, а не начальник.
В приоритете техника безопасности, техпроцесс и кзот. И только потом приказы начальства, если они не противоречат вышеперечисленному.

Ответить

Начали за здравие, а закончили за упокой рекламой своих контролирующих програм. Даже в топ компаниях типо гугла никто не контролирует время работы. И верить цифрам не понимая их природу тоже такое себе.

8
Ответить

 Да нет) нормально. ПРО100 заголовок кривой))

Ответить

А зачем терпеть? Пошел в другое место работать и дело с концами. Как раз из-за такой херни я паралельно ищу новую работу. 
А там пускай как хотят так и занимаются любовью

7
Ответить