Хакатоны - один из способов приоритезации продуктовой разработки с «низов»»: как мы к этому пришли и что с этим делать

Рассказываем про то, как мы проводили хакатон, чтобы сплотить сотрудников. И сплотили. А ещё нашли проблему, которая годами раздражала наших пользователей, и избавились от неё.

Статья подготовлена Кириллом Даниловым, CTO MAXIMUM Education, и Галиной Редкокашиной, HRD MAXIMUM Education.

Зачем вообще нужен внутренний хакатон

Хакатоны проводят с разными задачами, но, по умолчанию, эта история про быструю проверку гипотез и стимулирование внутреннего предпринимательства внутри бизнеса.

Когда мы задумались о том, что неплохо бы провести хакатон в MAXIMUM среди наших сотрудников (фокус на IT-команду), мы смотрели на его потенциальные результаты без лишних иллюзий. Проекты и фичи, которые придумывают на корпоративных хакатонах, почти всегда умирают после церемонии награждения, когда участники возвращаются в рабочую рутину. Мы понимали и принимали эти правила игры.

Поэтому ещё на старте мы поставили для себя три задачи, которые мы должны были реализовать в рамках хакатона:

  • Have fun
  • Коллеги познакомятся, коммуникации станут «быстрее» и неформальнее
  • Перевернуть взгляд команды на “клиентскую сторону”

Have fun – понятно.

В нашу команду каждый месяц приходят новые люди. Из-за пандемии мы продолжаем работать в смешанной формате. К сожалению, участники команды часто не знают, как выглядит коллега. Мы работаем с этим и рассматривали хакатон, как один из инструментов знакомства команды.

Другой важный аспект – часть команды не видит того, что представляет из себя конечный продукт. И это – окей, ведь есть продакт-менеджеры, которые дирижируют разрабами. Но с учетом быстрого роста бизнеса, огромного количества новых проектов и, как следствие, роста стека продуктовых задач, фокус разработки смещается на приоритетные задачи и проекты. На аудит того, что уже работает, времени не остается. Хакатон дает команде все возможности для того, чтобы посмотреть на бизнес со стороны.

Как сделать так, чтобы было не стыдно и был результат

Цели понятны, теперь нужно сделать так, чтобы:

А) Все состоялось, максимальное количество сотрудников были вовлечены

Б) Мы были бы довольны результатом

Этот хакатон стал первым для MAXIMUM, поэтому проверенного road map проекта у нас не было. Но нам повезло, у нас большая команда сотрудников с серьёзным бэкграундом в больших IT- и Telecom - проектах, где хакатоны проводят регулярно.

Команды IT и HR собрали проектную команду хакатона, которая агрегировала весь наш опыт воедино. Вот что у нас получилось:

Тема Хакатона: «Образование будущего»

Мы EdTech компания, поэтому те проекты и фичи, которые мы предлагали изобретать, должны быть не только про technology, но и про education.

Формат проведения: 2 дневный-спринт в офлайн

Под Хакатон задействовали целый этаж нашего офиса на Курской. О том, как выглядит офис компании MAXIMUM Education можно прочитать вот здесь:

Он, кстати, стал ещё красивее и удобнее с момента публикации статьи на vc.ru.

Коммуникации:

На Share Point мы собрали лендинг проекта со всей необходимой информацией о хакатоне. Анонсы и апдейты мы делали через наши стандартные каналы коммуникации: Workplace, Teams, Slack, Outlook.

Также, для того чтобы привлечь дополнительное внимание к проекту со стороны сотрудников компании, мы создали наружную рекламу с возможностью перейти на лендинг проекта в SP и разместили её в нашем офисе. Это были не только баннеры, но и футболки, вода и пр.

Баннер хакатона
Баннер хакатона

Отбор команд:

Все сотрудники MAXIMUM могли заявить свой проект через форму и обозначить, какие члены проектной команды им нужны для реализации в помощь. Всего мы получили 10 заявок, 2 из которых не прошли модерацию.

После того, как 8 заявок были утверждены, мы сделали коммуникацию о «свободных позициях» в проектных командах хакатона.

Работа с доходимостью и вовлеченностью:

Задачи нагнать зрителей на Хакатон у нас не было, но вход на этаж разработки оба дня был открыт, также мы вели трансляцию с события во всех внутренних каналах коммуникаций.

С вовлеченностью и доходимостью участников мы работали через нематериальную мотивацию – "у вас есть все инструменты, чтобы изменить бизнес к лучшему за 2 дня"; а также через ценные призы – техника Apple, Sony.

Что получилось

За 31 час проектные команды подготовили презентации и частично реализовали 8 проектов. Вот эти проекты (почти без цензуры):

  • Профориентационный тест в виде игры на платформе андроид или iOS
  • Обучение нейросети учениками - после урока ученик отрабатывает полученные знания с нейросетью
  • Неформальные занятия - добавить в онлайн-модуль ученика неформальные задания с целью сплотить группу
  • Календарь для студента - календарь, где будут отображаться все события по всем его курсам (занятия, личные беседы с преподавателем, точки контроля и т.п.)
  • Система мотивации ученика - сервис для размещения заданий для ученика, за которые ему будут начисляться монеты (бонусы)
  • Приложение для запоминания английских слов
  • Адаптивное тестирование - тестирование подстраивается под уровень ученика
  • Образовательная платформа с интерактивными занятиями - маркетплейс курсов, который будет давать персональные рекомендации после прохождения профессионального тестирования

Как вы думаете, стал ли победителем тот самый проект, о котором мы упомянули в начале статьи (та самая проблема, которая годами раздражала наших клиентов)? Нет, не стал. На уровне идеи всех нас поразило предложение win-win обучения – нейросеть + ученик. И эта идея вошла в стек задач для нашей Data Science команды. Эта команда одержала победу на хакатоне.

Но вот быстрое воплощение в жизнь получила другая идея, простая и быстрореализуемая – календарь для студента.

Прямая речь лидера команды:

Когда думали над идеей проекта, хотелось сделать что-то очень полезное для наших учеников. Думали, какие самые "больные" места нашего модуля и решили переделать расписание. Подумали: даже если не выиграем, то уж точно сделаем что-то полезное. В итоге так и получилось.

Сам задаюсь вопросом, как мы сделали это за 2 дня. Как минимум можно ответить, что мы не тратили время на составление ТЗ, проработку документации, планирование, декомпозицию задач и т.д. Мы просто брали и делали, сходу, как чувствуем. Получилось очень даже неплохо, сами гордимся тем, что сделали.

Юрий Бабенко, Лидер-команды, руководитель frontend-разработки MAXIMUM Education

Какие выводы мы из этого сделали

Позитивные моменты:

  • Важно, что мы смогли не только познакомить команду, но и решили одну из проблем наших учеников – им стало гораздо проще разобраться в расписании
  • В рамках такого рода коммуникаций коллеги быстро узнают об инсайтах и болях. Например, команда разработки смогла пообщаться с преподавателями и узнать, что их устраивает/не устраивает в онлайн-модуле компании

Негативные моменты:

  • Недостаток синхронизации
  • Проверять гипотезы пока умеют только продакты, в остальном мы скорее галлюцинируем, а не тестируем
  • Не хватает технических знаний у коллег не из разработки

Как всегда, выявленные недочеты — это самое ценное ради чего все и затевалось!

Хакатоны надо проводить чаще.

33
Начать дискуссию