Бизнес-аналитик: необходимость для успешной работы компании или новая мода?

Время прочтения: 5 мин. 35 сек.

Невозможно было не заметить, что за последний год бизнес���аналитика (BA) все больше на слуху, а количество курсов и программ по получению навыков аналитика увеличились в разы. За этот месяц в поисковике “Яндекс” было совершено 33641 запросов словосочетания “бизнес-аналитика”. Так почему эта тема стала так востребована? В этой статье мы разберем, почему специалист по бизнес-аналитике необходим в компании, а также повышает ли бизнес-анализ ценность о для сотрудников и клиентов.

Для начала стоит разобраться, что из себя представляет бизнес-аналитика. Сейчас можно найти множество интерпретаций ВА, это связано с тем, что бизнес-аналитика сочетает в себе множество функций. Согласно определению Международного института бизнес-аналитиков (IIBA ® ), ВА - это набор задач и методов, которые используются для работы в качестве связующего звена между заинтересованными сторонами, чтобы понять структуру, политику и операции организации, а также рекомендовать решения, которые позволяют организации достичь своих целей».

Говоря простым языком, бизнес-аналитика помогает организации выявлять проблемы, возможности, потребности и внедрять изменения, которые решают ряд проблем.

Если проблема не критична, можно ли на нее закрыть глаза и обойтись без помощи бизнес-аналитика?

Если проблемы вовремя не будут выявлены, они начнут накапливаться, и вы окажитесь под их влиянием. Зачастую даже маленькие проблемы запускают цепную реакцию и могут сбить рабочие процессы и работу компании в целом, несмотря на то, что вы потратили время и деньги на проект, который только облегчил симптомы. Привлечение специалиста и постоянный анализ может помочь не только в решении уже существующей проблемы, но и вовремя ее выявить, предсказать то, что сейчас не видно на поверхности, что при росте или изменениях в структуре может стать критичным для многих процессов.

Многие специалисты из смежных областей (менеджеры по развитию, проджект-менеджеры) имеют несколько схожих инструментов, которых на первый взгляд достаточно для выявления проблем и бизнес-анализа, но это только на первый взгляд. Именно профессиональный специалист в бизнес-анализе, который имеет богатую теоретическую базу и опыт в своей сфере, он опирается не только на опыт, но и на сложный анализ данных, использовать предиктивные методы оценки качества и рисков, заранее оценить масштабы необходимых для решения ресурсов.

Хороший бизнес-аналитик знает, как планировать и строить эффективные модели для выявления точек роста и предсказать спад или активность рынка.

Стоит отметить, что работа бизнес-аналитика очень тесно связана и с ИТ-сектором. В некоторых компаниях бизнес-аналитики могут входить в ИТ-отдел. Это обосновано тем, что их инструментарий включает в себя работу с разными программами, новыми или улучшенными компьютерными системами.

Кроме того бизнес-аналитик обеспечивает соответствие технической работы потребностям бизнеса и может участвовать в тестировании системы, создании руководств для пользователя.

Специалисты по ВА действуют как проводники информации, переводя потребности заинтересованных сторон бизнеса на язык, понятный разработчикам, что является немаловажным в дни цифровизации, ведь цифровая трансформация – сложный процесс и именно бизнес-аналитик может его упростить.

Что дает компании бизнес-анализ?

Естественно, бизнес-аналитик должен владеть навыками, позволяющими провести высококачественный бизнес-анализ. В свою очередь, организация может использовать бизнес-анализ для достижения стратегических целей путем выявления и внедрения конкретных изменений. По своей природе изменения могут быть стратегическими или структурными, но все они направлены на повышение эффективности рабочих процессов. Так компании могут улучшить свои стратегические и технические возможности, понимая текущий рыночный сценарий с помощью бизнес-анализа, что помогает им определить, где компания или ее продукт находится на рынке сейчас по сравнению с конкурентами, выявить свои сильные и слабые стороны.

Бизнес-анализ многогранен. Вот некоторые примеры:

  • Позволяет полностью понять структуру и динамику компании;
  • Помогает выявить текущие проблемы и лучше понять их, чтобы компания могла найти индивидуальные пути решения;
  • Дает возможность определить и легко сформулировать потребность в определенных изменениях;
  • Является инструментом для создания эффективного плана оценки и снижения рисков;
  • Позволяет выявить и определить новые возможности для бизнеса;
  • и т.д.

Сфера бизнес-анализ растет и будет расширяться из-за проблем при реализации проектов и рабочих процессов, связанных с информационными технологиями, изменением рынка и поведения потребителя. Эти аспекты делают бизнес-аналитиков важным активом для любой компании.

Мы убеждены, что бизнес-аналитики, при правильной интеграции и высоком уровне профессионализма, могут стать ценным ресурсом для компании, сохраняя заботы о рынке, прибыли, способные выявить и преодолеть точки роста как всей компании, так и отдельного продукта.

Также опытный бизнес-аналитик усиливает связь между пользователем и ИТ, что может привести к уменьшению недопонимания, тем самым уменьшая уровень хаоса и повышая KPI.

Короткий вывод из всего этого такой:

Бизнес-аналитик - это базовая норма для компаний уровня МСБ (малый и средний бизнес) и выше (если у вас есть данные, их обязательно нужно анализировать), а популярность этого направления - это запоздалая реакция рынка на то, что уже делают и как влияют на компании эти специалисты.

В режиме неопределённости предиктивный анализ помогает построить опорные точки и гибкую модель для компании, что даст вам возможность пройти кризисы с меньшими рисками, а возможно, найти новый рынок.

Если говорить, про реальные кейсы, то

Наша компания при интеграции СДО всегда подключает к работе специалистов по бизнес-аналитике, чтобы внедрение платформы было бесшовным и конечные пользователи сразу получали пользу от внедрения, без долгого погружения в новые процессы и интерфейсы. Например, рост показателей администраторов одной известной сети супермаркетов при внедрении СДО с привлечением бизнес-аналитика на первых этапах проекта составил 17% в первый же месяц. Что повлекло снижение расходов на 15% за квартал по тем точкам, где проект уже был развернут.

Современный бизнес строится на данных и специалистах, которые умеют собирать и анализировать большое количество информации.

4
4 комментария