Работа маркетолога в западных стартапах и надо ли оно вам?

Я собрал знания от разных спецов СНГ, работающих на удалёнке с зарубежными странами и сублимировал свой опыт в этом обзоре. Рассмотрел плюсы и минусы работы с иностранцами, а так же отразил портрет кандидата, которому эта работа идеально подходит. Спойлер: вы можете не подойти по совсем неочевидным причинам.

Работа маркетолога в западных стартапах и надо ли оно вам?

Предыстория

Май 2020 года. Фактически объявлен локдаун. Меня сокращают, так как повисла полная неизвестность для компании на следующие полгода. У меня еще мало опыта, я только в начале своего пути. Я снимаю квартиру, девушка заканчивает университет, сбережений нет. В полной растерянности, но осознанием того, в какой же яме я теперь, начинаю сразу же искать работу на hh.

Сократили не только меня и не только в моей компании. Согласно индексу того же hh, на май 2020 года на одну вакансию маркетолога приходилось 8.8 резюме. К примеру, на май 2021 приходилось уже 2.9 резюме. Масштаб бедствия для работника с полугодовалым опытом фрилансера-дизайнера колоссальный. Строчил на все почты, со всех рук, спрашивал у друзей нужен ли маркетолог кому-нибудь, в день писал по 20-30 откликов на hh, на позиции в которых я подхожу. Проходит месяц, деньги кончались. Начал перебиваться фрилансом. В панике чуть не устроился в колл-центр заодно.

Спустя 3 месяца выживания, начал скроллить по ночам библиотеки приложений. Нашел приложение MeetFrank. Это развивающееся приложение, популярно среди стартапов из Европы желающих найти работников подешевле из Прибалтики или СНГ. Английский у меня был на хорошем уровне. Решил попробовать. Буквально через неделю мне ответили. Так я устроился в английский стартап Jollygut, где создалась команда мечты в маркетинге во главе опытным директором, который пришел из фэйсбука, кстати родился он в России. Зарплату мне предложили такую, что я опешил и думал, а не переоценили ли меня?

В процессе подготовки этого материала я узнал от коллег, знакомых еще сервисы по пописку похожей работы. Делюсь списком только из тех, где реально нашли работу.

Где найти работу в стартапах

1. MeetFrank app

3. Startup.jobs

Формат работы и оплата

Больше не будет грустной предыстории. Только факты. Как правило, всех моих коллег, знакомых и просто опрошенных из СНГ устраивают на работу путем заключения аналога (зависит от страны работодателя) договора подряда между юридическими лицами. Отсюда первое требование для работы почти наверняка вам потребуется ИП. Берите упрощенку, выбирайте ОКВЭД и его аналоги в ваших странах правильно. Не старайтесь охватить всё, чем вы в теории захотите заниматься как юридическое лицо, ибо вас задерут отчетами, формами и прочей бюрократией которую надо сдавать с разной периодичностью. Договоритесь с работодателем заранее как в инвойсе будут указываться ваши услуги, чтобы они подходили под код экономической деятельности вашего юридического лица. Например, вас могут попросить указывать «маркетинговые консультации», но, к примеру, в Казахстане консультации запрещено оказывать при упрощенке.

Следующий немаловажный пункт это выбор банка для юрлица. Все поступления будут скорее всего в иностранной валюте. Поэтому вам придется общаться с валютным контролем каждый месяц или чаще. Выбирайте банк, где валютный контроль поставлен на поток и по отзывам работа с ним проста.

Вся работа скорее всего будет на английском. Для маркетолога знание английского крайне критично. Что это значит? Это значит то, что вы должны полностью понимать, говорить, писать, спорить на английском языке. Начиная с собеседования, заканчивая самой работой вам придется вести дела на английском. Даже если отдел состоит из русских. Поверьте, вы не справитесь самостоятельно с англоязычной аудиторией даже на advanced уровне знаний. Но если у вас уровень ниже, все равно узнавайте у работодателя есть или планируется ли коллега с fluent знанием языка. Со мной в отделе, к примеру, работал носитель языка райтер.

Плюсы

Так чем работа с иностранцами может быть интересна вам? Вопрос хороший, сохраню ваше время и просто перечислю пункты.

  • Хорошее начало карьеры (берут не только гуру)
  • Зарплата в иностранной валюте
  • Зарплата выше среднего по российскому рынка
  • Опыт работы на Западе, откуда идут все тренды для маркетинга
  • Практика английского языка
  • 100% удаленка, потенциальный переезд в Европу (тут кому плюс, кому минус)

Минусы

  • График работы, как правило, по часовому поясу работадателя
  • Сложности с налогами
  • Сложности с оформлением
  • Сложности в защите своих прав по договору (вряд ли вы будете судиться, а если и будете то потратите кучу денег)
  • Зарплата в иностранной валюте (знаю, было в плюсах, но если вы живете в СНГ, колебания курса существенно ощутимы)

Различии в работе

Существенных отличий в задачах и методах работы от российского рынка нет. Однако, есть вещи которые бросаются в глаза, например масштабы. Работа с прессой, блогерами, интернет-изданиями увеличивается ввиду того, что последних на Западе гораздо больше. Подходить ко всему перечисленному нужно более требовательно. Если в России те же публикации в любых интернет изданиях это достижение, которыми любят хвастать маркетологи в резюме, то на Западе важны конверсии а не сам факт достижения публикации. Не скажу что в СНГ о конверсии не думают, но всё ещё есть пунктик о том, что публикация это что-то немыслимо крутое. На Западе это обыденность.

Ещё мне показалось очень правильным отношение к бюджетам и рекламе. Всё строго контролируется, за показателями следят директора как фанаты за футбольными сводками. Бюджеты очень ограничены, желаемые показатели строго регламентированы. В СНГ тоже следят за бюджетами на тот же условный перформанс, но западные коллеги посчитают наш подход очень расточительным.

Очень важный фактор, на котором можно легко обжечься. Стабильность. Если кратко, её здесь нет. Скорее, это проблема просто работы в стартапе. Отношение к увольнениям здесь философское. Поясню, на твоё увольнение скорее всего будет влиять не мнение директоров, начальников, еще кого-либо, не твои успехи, а просто стечение различных обстоятельств. Это может быть как то, что фаундеры переоценили необходимость сотрудника, переоценили темпы роста стартапа, изменились условия от инвесторов, изменилась стратегия генерации лидов (?!), сотрудник растет в навыках быстрее стартапа и ему уже ничего не могут предложить, и многое другое. Я уже промолчу о том, какие странные вещи может вызвать колебание курса, когда твоя зарплата за неделю в перерасчете на рубли падает на тысяч 20 и возвращается на уровень до повышения на работе. Бывало что зарплата и повышалась, справедливости ради. В общем, хаос в компаниях на начальном этапе развития конечно интересный, но поверьте, спустя полгода работы он вам надоест.

Кто нужен?

Кто же идеальные маркетологи для иностранного стартапа?

1. Многостаночник, который и рассылку сверстает, и картинку нарисует, и SEO настроит, и базу блогеров соберет (со временем теряет актуальность и будет выброшен).

2. Гуру перформанса, который будет готов работать с маленькими бюджетами и тестировать гипотезы, и приносить на собраниях варианты рекламных активностей с уже проверенными показателями на утверждение.

3. Контент-мейкер, в идеале блогер, который приведет социальные сети в адекватное состояние будет писать кучу текстов для сайта.

4. Аккаунт менеджер с превосходным знанием языка, который будет и комментарии отрабатывать, и блогерам писать, и обратную связь собирать (со временем тоже будет выкинут, когда бюджет компании позволит перестать существенно экономить, тогда компания нанимает носителя языка, который в любом случае переплюнет даже идеально знающего язык иностранца).

Поэтому думайте сами, решайте сами, надо оно вам или нет. Если же надо, то вот вам чек-лист, что желательно перед трудоустройством. Само собой, я не включаю банальные знания в области маркетинга. Совсем с нулем туда нельзя.

Чек-лист для начала работы

1. Юридическое лицо, лучше ИП. Самозанятость не подойдет.

2. Счёта в банке, где валютный контроль не состоит из бывших вахтерш, которые будут докапываться до каждой копейки. Так же смотрите на обменные курсы. Менять деньги вам все равно придется, поэтому выбирайте где поприятнее.

3. Знание английского языка на уровне advanced минимум. Профессиональный вокабуляр желателен.

4. Обладать самоорганизованностью. Как многие поняли, удаленка это не возможность не работать, а такой же рабочий день, только дома. Только над душой никто не стоит. Но так работать могут не все.

5. Знание таск менеджеров, аналитических инструментов и метрик на отличном уровне. Если вы этого не знаете, рискуете ничего не понимать, что происходит и о чем вас просят.

6. Как не странно, умение работать в команде. У вас чаше всего будет веселая солянка из людей разных культур, менталитетов и взглядов на жизнь. Вы должны понимать, что нужно относится ко всем по крайней мере с пониманием, а так же уметь хотя бы объяснять почему вы правы, а коллега нет на доступном ему языке.

Если вы все таки решили начать свой путь в западном стартапе, и вам нужна помощь, заходите на телеграм канал . Там есть мой контакт, с радостью помогу за чашкой кофе после работы и многое проясню. Ну и сам канал почитывайте, пишу редко, людям не надоедаю.

1515
15 комментариев

Любопытный материал. Соглашусь со всеми пунктами, самому доводилось работать с разными заказчиками, особой болью отдался переход на иное время, поэтому и ушел с фриланса. Зарплата хоть и высока, но работа в режиме "полу-зомби" и невозможность уснуть как обычно — удручали

В целом, такая работа дает офигенный опыт и запас прочности на обычных должностях "на земле"

2
Ответить

Поддерживаю, спустился «на землю» уже в должность Head of marketing. Формат удалённый создал набор скиллов, который позволяет справляться с большими объемами задач легко, а ясный формат работы с 9 до 18 в офисе оказался гораздо проще ментально.

1
Ответить

Спасибо, что делитесь опытом) Я работаю в немецком маркетинговом агентстве чуть больше года. ИП открывать не пришлось, живу в РФ, поэтому плачу НПД, в инвойсе указываю консалтинг. ЗП на карту сбера приходит (перечисляют в евро, а мне приходит уже в рублях по текущему курсу). Тоже решила поделиться опытом. 

1
Ответить

Интересный вариант с нпд. В моей практике и практике товарищей такого не было

Ответить

А на LinkedIn пробовали искать?

Ответить

У меня лин завален спамом, все что-то хотят предложить. И работу, и услуги, и чего там только нет. Перестал в нем ориентироваться. Хотя даже грезил стать инфлюенсером на этой площадке. Увы, инфлюенсеры там сплошь балаболы)

1
Ответить

Если не секрет в каких примерных цифрах колебалась ваша зарплата. Знаю что не тактичный вопрос, но буду очень благодарен если хотя бы дадите вилку. 

Ответить