Как AliExpress, «МойОфис», «СитиМобил», FUNCORP применяют корпоративный мерч во внутренних коммуникациях
Обзор кейсов IT-компаний от Антона Верта, владельца брендов vertcomm и merchcomm, о способах применения корпоративной брендированной продукции в коммуникациях бренда с сотрудниками от привлечения кандидатов до офбординга.
Главное - это люди
Тренд, в котором компании уделяют все больше и больше внимания HR-процессам был заметен и до пандемии. Но окончательно все оформилось в первые месяцы удаленки весной 2020 года. Начиная с этого времени HR-функции, включая привлечение, адаптацию, грейды, внутрикомм-процессы и даже офбординг, вышли на первый план. Работа с персоналом во времена турбулентности прочно закрепилась в ТОПе задач бренда.
Инструментов, для успешной работы HR-ра не мало, и их становится всё больше. В этой статье рассматривается применение одного из таких инструментов, направленного на создание большей связи между компанией и сотрудниками. Инструмент этот – корпоративный мерч.
Как IT-компании применяют брендированную продукцию в качестве HR-инструмента? Какие существуют способы, поводы, какие посылы и смыслы бренды закладывают в корпоративный мерч?
Привлечение кандидатов в «СитиМобил»
Все начинается с привлечения. Казалось бы, привлечение и мерч? Что может быть общего? Однако, может. Так, например, «СитиМобил» в одном из рекламных постов в социальных сетях использует весьма яркие и красочные образы корпоративного мерча, вкладывая в это посыл стать частью команды.
«Как быстрее почувствовать себя частью команды?
У нас есть способ: дарим всем новым сотрудникам Ситимобила вэлкам-боксы с приятным корпоративным мерчем. В каждом из них футболка, стикерпак, комикс, значок и кофер. А еще бокс заряжен на продуктивность, креативность и быструю адаптацию. Работает, мы проверяли 💪»
Welcome pack в «МойОфис»
А вот, что говорят в компании «МойОфис» о мерче в качестве первичного подарка сотруднику.
В «МойОфис» мерч активно используется как HR-инструмент. Трудоустройство в новую компанию бывает очень волнительным: незнакомые люди вокруг, не совсем привычная обстановка, новые задачи и челленджи...
В компании встречают новеньких не только с распростертыми объятиями, но и с подарками. В первый день рекрутер вручает каждому сотруднику фирменный welcome pack, содержимое которого периодически меняется.
Сейчас в него входят: брендированная сумка-шопер, термокружка, картхолдер, ручка и блокнот на кольцах, со сменным блоком листов. Компании важно, чтобы сотрудники сразу почувствовали себя частью по-настоящему дружной экспертной команды, что о них заботятся. Дарят подарки не только в начале — по истечению испытательного срока каждый получает фирменную толстовку.
А еще в «МойОфис» часто делают мерч, опираясь на обратную связь от ребят, берут за основу результаты опросов и фокус-групп. Недавний пример — рюкзаки, которые делали ко дню рождения компании. Это очень функциональный мерч, и как раз рюкзаки были лидером опроса среди сотрудников: сделали 4 варианта, чтобы каждый мог выбрать наиболее полюбившийся.
Знаки отличия в MobileUp
Весьма оригинально и с глубокой проработкой подошли к применению мерча в качестве знаков отличия в MobileUp.
В этом году обновили мерч MobileUp. Выдали ребятам носитель (толстовку) и набор компонентов (наклеек). Каждый забрендировал толстовку сам, на свой вкус и цвет. Утюг и фантазия – вот и вся магия, которую использовали.
В каждой наклейке зашифровали тайное знание, доступное только сотруднику MobileUp и тому, кто читает этот пост. Расшифровываем по ссылке https://achievement.mobileup.ru/
Внимание к детям в InDriver
Не забывают компании и о подарках для детей сотрудников. Об этом есть отдельная статья-исследование. Здесь же можно привести яркий пример таких подарков от InDriver.
Для сервиса основной ценностью являются сотрудники. И, конечно, их дети. Подарки для детей сотрудников – важный элемент корпоративной культуры. Это простые знаки внимания, которые позволяют каждому почувствовать себя частью единой команды и семьи.
При рождении каждый ребенок получает очень крутой подарок от компании: целую коробку полезностей, вещи, которые действительно очень нужны малышу и родителям. В компании понимают, насколько это важный этап в жизни сотрудников и стараются их всячески поддержать в новом качестве. В подарок новорожденному входят: большое полотенце-плед, бодики и шапочки бутылочка, и красавец - игрушка Сплюша, который сохраняет в себе запах мамы и позволяет малышку всегда чувствовать себя в безопасности. Еще одним из самых популярных подарков детишкам стал чемоданчик первоклассника. В волнительный первый день в школе в компании хотят, чтобы малыш чувствовал себя максимально комфортно. Поэтому дарят ему чемоданчик с яркими, классными канцтоварами, которые точно пригодятся с первых дней школы.
В inDriver выбирают подарки, основываясь на корпоративных ценностях и видении мира: делай то, что тебе действительно интересно и важно, что делает тебя счастливее, а мир лучше. В компании против равнодушия, лени и показного потребительства. Эти ценности и другие лучшие черты и стараются передать, в том числе, через корпоративные подарки.
Мерч на тематические внутренние события в FUNCORP
Целая серия принтов и посылов для различных внутренних мероприятий замечена в компании FUNCORP.
В FUNCORP не нужен особый повод, чтобы раздать мерч сотрудникам или участникам мероприятий. Компания рада подарить что-то полезное и греющее приятными воспоминаниями.
Для того, чтобы мерч был запоминающимся, важно не повторяться и к каждому ивенту делать что-то уникальное - то, что и спикеры, и гости, и сами сотрудники захотят носить и использовать.
От тематической одежды и аксессуаров для командных мероприятий с сотрудниками до ярких сувениров к значимым датам и профессиональным праздникам. Даже при знакомстве и на хайринг-ивентах всегда дарят приятные мелочи.
Когда в офисе FUNCORP проходят открытые инженерные митапы, все участники и спикеры получают на память классный и веселый мерч, потому что у компании, которая разрабатывает развлекательные сервисы с мемами, по умолчанию не может быть иного.
Мерч для команды внутреннего подразделения AliTech в AliExpress
Более чем интересный опыт применения мерча у AliExpress. Как способ создания единого командного духа в отдельно взятом подразделении.
IT-подразделение AliExpress активно растет — сейчас в команде уже больше 400 разработчиков, а в прошлом году компания запустила собственный техбренд — AliTech.
Один из способов поблагодарить команду product & tech и просто поднять настроение – подарить мерч. В первую очередь в подразделении дарят мерч разработчикам, которые помогают в развитии IT-бренда: пишут статьи на Habr, выступают на митапах и конференциях, развивают внутреннюю базу знаний.
Для технологического подразделения компании была разработана специальная стилистика из лаконичного черного и белого с добавлением пиксель-арта красного цвета. С одной стороны брутальная, с другой содержит милые элементы типа котика и паучка. Кстати, паук Кубер – питомец одного из сотрудников компании, поэтому решили разместить его пиксельное изображение на IT лендинге и на корпоративных носках, а котика – на тапочках («котик – образ собирательный, ну и вообще, котики милые», - со слов представителей бренда). Остальные айтемы – футболки, носки, защитная маска – содержат фирменный спаркл AliExpress, и, конечно, формулу компании: «код + любовь = AliExpress».
Набор для «выпускников» Лиги Цифровой Экономики
Офбординг явление достаточно новое. Правила и принципы его только формируются. Увольнения, расставания, прекращение трудовой деятельности и трудовых отношений территория повышенной чувствительности с двух сторон участников процесса. Особенно сейчас, в период тектонических сдвигов на рынке труда. Тем более интересен опыт Лиги Цифровой Экономики.
В Лиге Цифровой Экономики каждому сотруднику при увольнении дарят шоппер, папку для документов и обложку для паспорта с символикой компании. Таким образом, «выпускники» Лиги должны сохранить о бренде добрую память – в прямом и переносном смысле, ведь такие вещи всегда под рукой и будут долго напоминать о прошлом работодателе.
Как рассказали в компании, набор exit package максимально практичный. Папка для документов пригодится при оформлении на новую работу, паспорт часто носят с собой, так что обложка для него всегда актуальна, большой шоппер будет полезен на удаленке – в поездках или коворкинге.
Лига старается сохранять хорошие отношения с бывшими сотрудниками: весьма вероятно, что кто-то еще вернется в компанию, кроме того, многие айтшиники переходят на сторону заказчика и такие контакты могут быть очень полезны.
Вместо резюме, о сути и смысле мерча в HR-процессах
Изучив весьма разносторонний опыт применения брендированной продукции в IT-отрасли, можно прийти к выводу, что мерч играет немаловажную роль в сонастройке взаимоотношений между сотрудниками и компанией.
Основные способы применения, где полезно применять корпоративный мерч:
- Привлечение сотрудников.
Посыл – командность, душевность. - Велкам-паки.
Посыл – снизить стресс первых дней на испытательном, после прохождения испытательного подчеркнуть, что сотрудник стал частью коллектива. - Знаки отличия.
Посыл – возможность показать на примере разной продукции статус и уровень достижений, такие как выслуга лет, за запуск проекта, за трансляцию корпоративных ценностей. - Подарки для детей и родителей.
Посыл – компания всегда рядом, проявление заботы о сотруднике. - Внутренние мероприятия и профессиональные праздники.
Посыл – создание уникальной внутренней атмосферы, в которую попадает сотрудник. Команда проекта. - Командный мерч.
Посыл – выделение определенной части команды, создание некой формы кастовости, уникальности, подчеркивание уникальности команды - Экзит-паки.
Посыл – создание и поддержание положительных отношений с сотрудником, который перестает быть частью компании.
И что самое важное во всем этом деле. Важно отчетливо понимать, что мерч - это не замена других программ онбординга и внутрикомм-активностей, это приятное и полезное дополнение, завершающее образ усилий бренда по комплексной HR-работе компании.