Принцип «Всё смотрю». Часть 2. Интерфейс: как смотрим
Кажется, эта статья свернула куда-то не туда (ниже поймёте почему), но отступать поздно :-)
В прошлой части я рассказал, что руководитель должен «всё смотреть» и для этого выделить ключевые метрики контроля, собрать удобный интерфейс доступа к ним и регулярно следить за метриками через этот интерфейс. В этой части поговорим о втором пункте списка — об интерфейсе доступа к метрикам.
Почему об интерфейсе нужно специально позаботиться? Если у руководителя не будет простого доступа к метрикам, ничего не получится. Возможно, поначалу руководитель будет заставлять себя до них добираться и что-то проверять. Но если это каждый раз будет отнимать кучу времени — терпение кончится и руководитель забьёт на контроль. «Всё смотрю» перестанет работать.
Если интерфейс нужен, то каким он должен быть? Желательно — идеальным. Из ТРИЗа мы знаем, что идеальный интерфейс — это интерфейс, который отсутствует, но его функция при этом выполняется. Если сделать идеально не получается, к идеалу нужно приблизиться. Скажем, если метрики собраны так, что вы в любой момент можете глянуть их за тридцать секунд, — это уже неплохо.
Но это абстрактная теория, а что конкретно делать? Как и в случае со списком метрик, универсальный рецепт предложить не смогу, но вот несколько примеров и неожиданный вывод:
Дашборд маркетингового отдела
Маркетолог и аналитик Алексей Куличевский предлагает такой дашборд в гугль-таблицах для маркетинга. С его помощью можно отслеживать регистрации, покупки, расходы и выручку по разным рекламным каналам:
О гугль-таблицах из лекции Алексея:
У каждого из вас к ним есть доступ, не нужно никакой специальной регистрации, не нужно ничего устанавливать. Гугль‑таблицам всё равно, на какой системе вы работаете. И они могут делать почти всё, что может делать специализированный софт.
P&L «Додо-пиццы»
У «Додо-пиццы» отчёт о прибылях и убытках публичный. Любой франчайзи или инвестор может следить, как идут дела в его пиццерии или у соседа. В таблице видно, сколько денег приносит доставка и ресторан, детально описаны операционные расходы и автоматически считается EBITDA:
Джентльменский набор дашбордов Дарьи Мингалиевой
Как-то давно на VC мне попалась статья Дарьи, где она предлагает создать таблички с план-фактом по компании в целом, маркетингу, продажам, продукту и финансам — выходил такой минимальный набор метрик для руководителей.
Чувствуете, куда я клоню? :-)
Гугль-таблицы повсюду
Если вы читали статью, только чтобы узнать, когда же я сверну не туда, то вот это место! Когда я собирал примеры, то рассчитывал найти несколько модных дашбордов с графиками и диаграммами. Но, как видите, не получилось, в статье — гугль-таблицы. И поскольку меня хлебом не корми, дай всё свести к тупому правилу, я вывел такое:
Чтобы «всё смотреть», нужно собрать метрики в гугль-таблице
Стоило сформулировать это правило, как тут же нашлось ещё много примеров контроля чего угодно в гугль-таблицах:
Ну не прям гугль-таблица, конечно
Конечно, я понимаю что всё сложнее и далеко не все используют гугль-таблицы для доступа к метрикам. Поэтому немного отредактирую прошлый вывод:
Основной интерфейс доступа к метрикам должен быть не сложнее гугль-таблицы — или гугль-таблицей
Как и в прошлый раз, предлагаю уважаемым читателям покритиковать мои наблюдения и рассказать о своём опыте. Как вы следите за метриками? Есть гугль-таблица?
P. S. Понятия не имею, причём тут рубрика «Карьера», но первую статью редакция Виси перенесла именно в эту рубрику, решил не менять.
* * *
Отредактировала Марья Авраменко