Как правильно писать резюме

Почему я решил про это написать и почему это важно

За последние лет 10 я взаимодействовал с резюме различным образом: я писал собственные резюме в роли соискателя, я учился писать резюме нормально, когда менял профессию, учил других как это делать и отсматривал огромное количество резюме, когда искал людей себе в команду. И, честно говоря, я видел не так уж много хороших примеров.

Большинство людей относятся к резюме как к некой формальности. И я не буду врать и говорить, что они прям уж совсем неправы. Проблема в том, что скрининг резюме - первый этап отбора на позицию. И если вы собеседуетесь в компанию с высоким отсевом, то будет очень обидно пролететь на этапе скрининга и просто лишиться возможности продемонстрировать, что вы достойный кандидат. Пожалуй, самые сложные собеседования, через которые я проходил, были в большую консалтинговую тройку: McKinsey, BCG, BAIN. По разным оценкам отсев на позицию может доходить до 99%. То есть только 1 кандидат из 100 пройдет все этапы. И этапы там весьма непростые: вас будут тестировать на математику, логику, несколько этапов с решением кейсов и так далее. И теперь представьте, что вы к этим задания готовились несколько месяцев, а в итоге забили на этап резюме и именно на этом этапе вас и срезали.

При этом не то, чтобы сейчас был дефицит материалов по теме. Достаточно вбить запрос “как писать резюме” или аналогичный запрос на английском, и вы увидите огромное количество статей. Проблема в том, что почти во всех этих статьях я не согласен либо с частью, либо почти со всем материалом.

Также важно понимать, кто будет смотреть на ваше резюме. Резюме - это продукт вашего труда. А продукт должен работать. Задача у резюме очень простая, оно должно помочь скринеру увидеть в вас подходящего кандидата и передать вас дальше по воронке. Скринер - обычный человек, который отсматривает ОЧЕНЬ большое количество резюме ежедневно. И само-собой, удерживать фокус на каждом резюме очень сложно. Поэтому ваше резюме должно быть таким, чтобы глядя на него, можно было за 10 секунд понять, кто вы, что вы умеете и в чем сильны. Это не абстрактная формулировка, вы можете это использовать как полноценный тест резюме - дайте его незнакомому человеку на 10 секунд и посмотрите, что он успеет узнать о вас.

В итоге я решил поделиться тем, что сам знаю и написать статью, которой был бы сам очень благодарен 10 лет назад. Важный дисклеймер - я не какой-то эксперт по резюме, таких вообще, мне кажется, не может быть. Я лишь делюсь тем, чему учили меня и что, на мой взгляд, поможет улучшить качество вашего резюме.

Базовые принципы: что делать и что не делать

Никаких конструкторов и платформ

Сейчас резюме можно сделать на основе LinkedIn, Headhunter или кучи сервисов, которые помогают в оформлении резюме. Также есть куча сервисов, которые продают шаблоны резюме. Так вот - ваше первое нормальное резюме должно быть написано вами от начала и до конца.

Рекрутинговые маркетплейсы. Сами по себе эти маркетплейсы - отличные ребята. Но вы должны понимать, что их задача состыковать соискателя и работодателя, а не помочь вам сделать классное резюме. Зачастую параметры, которые вас просят добавить, находятся там только для того, чтобы лучше отрабатывали фильтры поиска в платформе, а не потому что это критически важная информация. Ваш профиль в таком маркетплейсе не то же самое, что ваше резюме.

Платформы для формирования резюме. Они тоже вполне нормальные ребята. Но они могут вам помочь с формой, а не с содержанием. Плохое по содержанию резюме, упакованное в красивую оболочку - все еще плохое резюме. Вы можете пользоваться этими платформами, чтобы сделать ваше резюме красивее, но сначала соберите всю информацию, задайте структуру, а только потом ищите украшательства.

Одна страница

Резюме должно занимать одну страницу. Всегда. И да, вы тоже можете это все уместить в 1 страницу. И нет, вам не нужно будет переходить на пятый размер шрифта. У вас просто плохая структура и много ненужной информации. У этого правила могут быть исключения, типа ситуаций, где вы сменили 7+ работодателей. Но в абсолютном большинстве случаем резюме - 1 страница. И не надо жульничать, 1 страница это текст с одной стороны, а не с двух.

Структура и лаконичность

Исходя из предыдущего пункта вам должно стать очевидно, что чтобы ваше резюме было подробным и информативным, но при этом умещалось в 1 страницу, вам нужно сделать ставку на 2 вещи: структуру и лаконичность. Про структуру я напишу подробнее ниже. Про лаконичность - учитесь формулировать мысли максимально кратко. Когда я писал резюме, некоторые строки я переписывал по 10 раз, пока не достигал нужного мне результата.

Достижения, а не процессы

Люди очень любят писать про то, что они делали. “Занимался развитием сети продаж”, “обучал сотрудников”, “организовывал мероприятия”, “проводил маркетинговые акции”. Очень здорово, а сделал-то в итоге что? Был руководителем и делал примерно все или приносил команде кофе и подбадривал пятничной подборкой мемов? Возьмите себе за правило - писать не про процессы, а про результаты. Вот что действительно интересно. А раз уж мы говорим про результаты, то фокус должен сместиться в сторону достижений. Чего вы смогли добиться?

Не “занимался развитием сети продаж”, а “руководил запуском сети в 12 регионах РФ” и “увеличил продажи по блоку, за который отвечал на ХХ%”. Не “обучал сотрудников”, а “разработал, протестировал и запустил процесс погружения для новых сотрудников компании”. Не “организовывал мероприятия”, а “отвечал за все организационные вопросы и вел согласования по ежегодным мероприятиям с охватом 1000+ человек”. При этом не надо врать. Если вы руководили, то значит вы руководили. Если вы были исполнителем, то тоже напишите про это. Гордитесь своим опытом, не стесняйтесь его. Поверьте мне, к строке “отвечал за коммуникацию и согласования с агентствами-подрядчиками” я отнесусь намного лучше, чем к “организовывал мероприятия”.

Адаптируйте для работодателя

Разные компании смотрят на разные вещи. И от разных позиций ожидают разного. Если у работодателя особенно ценятся аналитические навыки, то покажите, что у вас был опыт работы с данными на прошлых позициях. Если работа подразумевает много взаимодействий со стейкхолдерами - подчеркните, что вам это не в новинку. Переписывать резюме под разных работодателей абсолютно нормально. Вы ищете место, где планируете работать годами, можно часок и потратить.

Что не нужно добавлять в резюме

Если почитать статьи на тему того, что должно быть в резюме, то часто встречается ряд пунктов, с которыми я радикально не согласен. Причем пишут про эти пункты довольно массово. Я решил, что будет важно поделиться своим мнением.

Фото

Впервые адекватное обучение по тому, как составлять резюме, я начал получать на магистратуре в Англии. И первое, что нам сказали: “В резюме не должно быть ничего, по чему вас можно дискриминировать, поэтому фото, пол, возраст, семейное положение - выкидываем к черту.” Более того, за добавление этих пунктов, кандидату могут сразу отказать, так как формально скринер может быть предвзят.

Мы, конечно, живем не в Англии, но а) у нас тоже запрещена дискриминация по любому признаку, б) а нафига вам мое фото? Нет, ну серьезно, зачем вам моя фотография? Прошу, не рассказывайте мне, что скринеру так легче запомнить кандидата, ФИО должно быть вполне достаточно. Да, есть сложные ситуации, типа моделей и ресепшионистов. Там внешность сотрудника имеет значение (что кстати тоже незаконно). Но когда мы говорим о работе в офисе, то нет никакого смысла прикреплять фотографию. И да, пол, возраст и семейное положение тоже добавлять не нужно.

Желаемая должность

Разные компании вкладывают разные смыслы в одни и те же позиции. Например, product manager может быть больше технарем, а может быть более бизнес-ориентированным сотрудником. При этом в одной компании это супер junior сотрудник, который прошел пару онлайн-курсов, а в другой компании это человек, у которого 3-5 лет работы. Если есть жгучее желание указать, на какую вакансию вы откликаетесь - укажите это в сопроводительном письме. Но резюме это резюме. Указывать тут желаемую позицию смысла нет.

Желаемая зарплата

Не надо это указывать в резюме. Я понимаю, что скринеру так конечно намного проще, но добиться для себя более выгодных условий - это ваше право. Вы не товар, вы ищете компанию, с которой заключите по сути партнерское соглашение.

Пакет состоит не только из зарплаты. Есть еще страховка, компенсация обедов, транспорта, льготы, скидки на собственную продукцию, бенефиты для семьи, скидки в различные сервисы и так далее.

Вот две, казалось бы одинаковые компании, но у одной зарплата повыше, а у другой пониже. Но потом вдруг выясняется, что в той, что пониже, компенсируют обеды, а еще страховка со стоматологом, а еще страховка на семью распространяется, а еще компенсируют транспорт. А есть ли годовая премия? А месячная? А квартальная? А опционы раздают? Либо расписывать все хотелки, либо никакие. А раз у нас ограничение в одну страницу. то никакие.

Никакой инфографики

Сейчас очень модно добавлять инфографику в резюме. Английский на уровне три звездочки из пяти. Навык презентаций четыре закрашенных кружочка из пяти. Стрессоустойчивость 7.5/10. Умоляю вас, никогда не добавляйте это в свои резюме. Во-первых, кто вам эту оценку дал? Есть какой-то авторитетный институт, который присваивает кругляши по знанию английского? Во-вторых, а в чем рубеж между оценками? Где грань между 3 и 4 закрашенными кругляшами? В-третьих, зачем вы придумываете велосипед? В том же знании языка есть уже давно привычные “upper intermediate” или “свободного говорю и пишу”. В-четвертых, когда я вижу такие оценки у вещей типа “стрессоустойчивость” мне совсем уже становится смешно.

Дополнительную информацию

Соискатели обожаю указывать дополнительную информацию. И, вы уж простите, но это просто раздел, где проходил самый яркий фестиваль банальностей. Тут тебе и эффективность, и стрессоустойчивость, и ответственность, и пунктуальность. А уж как я люблю хобби! Фотографии, путешествия, просмотр кино и прослушивание музыки. Это абсолютно точно поможет скринеру решить, подходите ли вы на позицию (на самом деле нет). Либо напишите что-то стоящее, либо уберите этот раздел вовсе.

Структура Резюме

Теперь обсудим именно структуру резюме.

Шапка

В шапке указывается ФИО, контактный номер телефона, контактный email, адрес проживания. В принципе все, больше ничего не нужно. Убедитесь, что у вас адекватный email, а не ilovepinkrobots@gmail.com или tanya_hot_chika@mail.ru. Можно еще указать, в каких странах у вас есть разрешение на работу, если планируете искать работу в другой стране. Также можно добавить ссылку на профиль в LinkedIn.

Опыт работы

Опыт работы идет до образования кроме случаев, где вы только что выпустившийся студент. Опыт работы идет в обратном хронологическом порядке. Сначала самое последнее, потом более старые.

По каждому месту работы нужно указать наименование компании (не юридическое, а именно бренд), период, когда вы там работали и должность. Если вы меняли должность, то можно поделить описание на блоки: самая последняя должность и информация по ней, ниже более старая должность и информация по ней, затем самая старая.

Как я писал выше, описывайте четко достижения и результаты своей работы, процессы либо вторым приоритетом, либо вообще уберите. Если вы можете указать какие-то количественные достижения - это всегда плюс. Только убедитесь заранее, что эти данные можно распространять. Также всегда можно поиграть с формулировками, типа “Добился двузначного показателя роста по ключевым SKU”. Вроде ничего не раскрыли, а вроде как бы и все понятно.

Также важно понимать, что наибольший интерес представляют последние места работы. Их можно и нужно расписывать более подробно, чем самые старые.

Образование

Образование идет ниже опыта работы. Логика заполнения там примерно такая же. Укажите где и когда вы учились в обратном хронологическом порядке, укажите, какую степень вы получили и добавьте какие-то значимые достижения, если такие были, например победы в олимпиадах, научные работы и так далее.

Также тут можно добавить информацию о пройденных курсах и сертификатах. Желательно, конечно указывать те примеры, которые знакомы рынку. Какой-нибудь курс малоизвестного онлайн-тренера вряд ли подойдет.

Если вы только выпустились из ВУЗа, то постарайтесь поподробнее расписать свои достижения в образовании. Можно указать среднюю оценку или некий международный аналог, типа GPA.

Навыки и дополнительная информация

Это последний блок. Рекомендую тут указать знание языков, языков программирования и прочие навыки, которые в первую очередь релевантны на той позиции и в той компании, куда вы отправляете резюме. Также здесь можно указать, есть ли у вас права и являетесь ли вы военнообязанным (для мужчин).

Напоследок

Я постарался в этом небольшом эссе выделить основные ошибки и недочеты, с которыми я сталкиваюсь чаще всего в своей практике. Важно понимать, что хорошее резюме не гарантирует, что вас наймут, но значимо повышает вероятность того, что вы пройдете скрининг.

Я бы также хотел вам посоветовать 2 книги, которые мне очень помогли. Первая это “Пиши, сокращай: Как создавать сильные тексты” Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Отличная книга, которая поможет вам формулировать мысли очень четко и лаконично. Вторая это “Золотые правила Гарварды и McKinsey. Принцип Пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступлениях” Барбары Минто. Это, пожалуй, лучшая книга, которую я видел на тему структурирования текста.

Удачи!

33
4 комментария

Так себе советы, которые при этом не соответствуют ожиданиям работодателей на нашем рынке.

Не узнал ничего нового.

Ответить

1) Не вижу смысла спорить, тк не понимаю, как можно говорить за всех работодателей. Я сам нанимаю и оббивал статью о нескольких менеджеров и рекрутеров.
2) статья направлена прежде всего на соискателей
3) соглашусь, что все написанное тривиально, когда буду видеть хотя бы 30% резюме, выдержанное в этих рекомендациях

Ответить