Составление выступлений и презентаций для executives в качестве инженера или разработчика

Эмпатия является ключевым моментом во многих вопросах. В том числе, она играет огромную роль в коммуникациях в организации, как сверху вниз, так и снизу вверх. Сегодня я размышлял о том, почему некоторые умеют хорошо презентовать executive person (CTO, CEO или же просто любой менеджер высшего звена), а у некоторых каждая презентация является провалом, либо их тексты не содержат конкретики и выглядят, словно бесконечный полет в облаках.

Разберем более конкретно на примере:

Представьте разработчика и технического директора компании. В этой компании есть CTO, что нам необходимо о нем знать?

  • У СТО ежедневно проходит очень много встреч, и как следствие у него практически не остается времени на одного конкретного человека.
  • СТО не может полностью погрузиться в каждую из проблем, он видит проект с высоты и в общих чертах, нежели в точных деталях.
  • СТО занят другими вещами в отличие от инженера: метриками, бюджетом или деньгами.

Что же касается инженера:

  • Инженер погружен очень глубоко в одну из частей системы. То есть, в то время как СТО видит лишь верхний слой, инженер знает все детали своей части системы.
  • Инженер мыслит в терминах кода, тестов, пул реквестов.

Как мы видим, у двух людей, работающих в одной компании, контекст разительно отличается. Поэтому критически важно учитывать это при построении коммуникации.

Задача любой презентации для executive people – за короткое время выстроить коммуникацию с участниками и передать ваш накопленный контекст и детали, и в результате вызвать эмпатический отклик.

Эмпатический отклик не в классическом смысле, означающем сочувствие или сожаление, а в совершенно ином – заинтересованности и понимании ваших мыслей. Ваша главная задача состоит в донесении всех проблем, решений и достижений терминами человека (в данном случае CTO), обладающим совершенно иным восприятием. Этим вы поможете абстрактному CTO и другим людям увидеть проблему их глазами на понятном им уровне.

Исходя из этого, я приведу пункты, которые, возможно, несколько субъективны, однако очень помогают мне в подготовке и проведении презентации.

  • Забудьте об академических презентациях, будьте максимально контекстно/проектно ориентированным.
  • Выберите одну важную тему, не распыляйтесь на множество мелких тем. Обычно на встречу с вами у executive people есть всего полчаса. Если вы решите обсудить 4 разных темы, вы позволите человеку выбрать самую простую и неважную тему и упустить действительно важную. Лучше создайте отдельную презентацию или документ. Если у вас 4 темы – создайте 4 документа и отправляйте их по одному каждые 1-2 недели.
  • Будьте проще. Не надо закапываться в кучу сложных терминов. Всегда старайтесь сделать так, чтобы ваши утверждения воспринимались однозначно. Если вы рассказываете про веб приложения – представьте, что человек ничего не знает про веб приложениях. Если вы говорите про базы данных – представьте, что напротив вас сидит человек, который в первый раз слышит об этом.
  • Задавайте себе вопрос на каждое утверждение: можно ли это выкинуть? Если ответ «да» или «не знаю» – смело выкидывайте. От того, что презентация или текст станет меньше, она не станет менее ценной.
  • Второй вопрос: «so what» или «и что»? Задавайте его к каждому из ваших параграфов или утверждений. Если вам есть, что ответить, объяснить или прояснить на этот вопрос, проработайте предложение. Сделайте его кристально чистым и не вызывающим вопросов.
  • Просите от своих коллег или руководителей фидбэк по вашим текстам и презентациям. И не бойтесь делать несколько итераций фидбэка, так вы только улучшите ваши тексты.
  • Never fight agains feedback. Очень часто люди могут давать вам негативный фидбэк. Даже если вы не согласны с ним, старайтесь расспросить человека и понять, что ему непонятно, с чем он конкретно не согласен. Воспринимайте любой фидбэк (даже токсичный) как точку отсчета для вашего личного роста.

Вместо заключения

Ваша задача донести смысл вашей презентации или текста. Другими словами, вам нужно взять вашу ментальную модель и контекст и передать ее другому человеку всего за полчаса-час. Вам необходимо сделать это вне зависимости от состояния человека –даже если он не выспался, встал не с той ноги или попросту устал. Всегда исходите из этой задачи, а потому упрощайте, сокращайте и будьте как можно менее абстрактными в своих суждениях.

22
Начать дискуссию