Тренды целеполагания: как их использовать бизнесу
Часто бывает, что глобальная цель компании определена, а как проложить наиболее оптимальный маршрут к ней — непонятно. Мария Маслова, руководитель отдела методологии и контента TalentTech, рассказывает, как раздробить большую цель на мелкие и повысить шансы на ее достижение.
Используйте при постановке цели методику SMART
Даже если цель сформулирована предельно ясно и четко, сотрудник может не осознавать, какую роль он играет в ее достижении. Руководитель должен помочь ему «разложить» глобальную цель на микрозадачи, систематизировать их и определить последовательность выполнения.
Я рекомендую делать это с помощью зарекомендовавшей свою эффективность методики SMART:
Specific — конкретный;
Measurable — измеримый;
Achievable — достижимый;
Relevant — актуальный;
Time-bound — привязанный ко времени.
Теперь рассмотрим пример. Допустим, торговая сеть должна за квартал увеличить продажи на 15%, для этого топ-менеджменту надо расширить ассортимент товара X на Y единиц. Расписываем цель по SMART:
- измеримость цели: сети надо добиться увеличения потребительской активности на 10%
- достижимость: после увеличения продуктовой линейки клиентское ядро должно вырасти
- значимость: усиление динамики продаж и узнаваемости бренда
- дедлайн: конец квартала 2021
Каскадируйте цели
Большие цели компании — как правило, долгосрочные. Чтобы их легче было достичь, надо дробить на менее масштабные и краткосрочные. Причем рекомендуется прописывать отдельно личные цели сотрудников и цели команд. Это позволит сформировать так называемый каскад или карту микроцелей. За основу каскада обычно берется организационная структура компании. На практике он выглядит так:
- Цели компании
- Цели подразделения
- Цели отдела
- Цели сотрудника
- Конкретные задачи сотрудника
Стратегические цели обычно определяются на год, цели сотрудников — на квартал. Каскадирование, во-первых, позволяет понятно донести большую бизнес-цель до исполнителя, а, во-вторых, увидеть, сколько итераций нужно осуществить, чтобы достичь финишной прямой.
После того как цели каскадированы, руководителям надо регулярно измерять эффективность их достижения, чтобы убедиться, что процесс реализации выстроен правильно и задачи будут выполнены без срывов дедлайна. Например, если вы решили увеличить частоту публикации постов в соцсетях с двух до трех раз в неделю, то надо измерять любое увеличение взаимодействия с клиентами/потенциальными клиентами, которое вы получите в результате.
Если прогресса нет, то цели можно корректировать.
Попробуйте завысить ожидания
Отлично работает методика OKR (Objectives and Key Results), основанная на постановке амбициозной цели с изначально завышенными ожиданиями. Ее основная идея заключается в том, что цель должна вдохновлять и драйвить команду. Таким образом, руководитель ставит перед командой цель, выполнить которую на 100% сложно. Достижение такого показателя говорит, что цель слишком простая. Если цель достигнута на 50% и меньше — значит руководитель не осознает реального потенциала сотрудников, либо команда не умеет достигать поставленных целей. Идеальная метрика эффективности находится на границе 60-80%.
Пример формулировки:
Objective: заключить рекордное количество сделок по продажам
Key Results: найти 150 партнеров и заключить договора с ними;
увеличить долю рынка с 20% до 35%.
Постановка целей по OKR успешно применяется в таких компаниях, как Airbnb, Avito Miro, Google, Intel, LinkedIn, «Островок», «Икра» и т.д.
Методика OKR помогает синхронизировать личные цели персонала с групповыми и, в конечном итоге, обеспечивает эффективный контроль над реализацией запланированных задач. Осуществляется это благодаря дереву целей, которое, помимо прочего, увеличивает уровень вовлеченности и продуктивности персонала, так как наглядно демонстрирует, как роль каждого члена команды влияет на общий глобальный результат. Сотрудники глубже погружаются в процесс, искренне переживают за своевременную эффективность каждого этапа, а вместо духа соперничества или принципа «это не моя работа» в проектной группе формируется дух поддержки и сопричастности.
Проверяйте, не устарела ли цель
При разработке стратегии целеполагания важно учитывать рыночную конъюнктуру. В последние годы компании вынуждены работать в условиях турбулентности: пандемия и кризис заставляют их постоянно оптимизировать рабочие процессы. Руководителям приходится регулярно пересматривать и корректировать ключевые цели, отсеивая неактуальное.
Актуальность может быть потеряна из-за длительного согласования целей и промежуточных итогов – это характерно для корпораций. Упрощение процедур – безусловная, зона роста и еще одна важная стратегическая цель для большого бизнеса, которая позволит удерживать конкурентное преимущество на рынке.