Наём руководителя: 8 вопросов, которые помогут провести собеседование
Когда вы нанимаете руководителя, несложно выявить, насколько технически человек компетентен в своей области. Можно выяснить, знает ли кандидат на должность начальника производства технические процессы, а будущий глава отдела продаж — то, как должны работать продавцы.
Но насколько этот человек хорош как управленец? Важно выяснить это прямо на этапе интервью. Если он не способен руководить, это обойдётся вам дорого.
Вопрос № 1
Какие результаты были на прошлом месте работы?
Прежде всего выясните, чего достиг кандидат на прошлом месте работы, какой продукт создал. Ответ должен быть в категории результатов, а именно: «Когда я стал начальником цеха, добился того, чтобы продукция была прекрасного качества и производилась вовремя, всё благодаря слаженной работе».
Не очень хорошо, если кандидат начинает говорить общие фразы о том, как «всё организовывал». Это показатель того, что человек не мыслит категорией результатов.
Мой опыт
Людей, которые не мыслят категорией результатов, я называю «пиарщиками». Они умеют подать себя, говорят много красивых слов, но без какой-либо конкретики. Однажды я проводил собеседование с кандидатом на должность топ-менеджера и задал вопрос о результатах. И я понял, что он «пиарщик», когда получил такой ответ: «Меня все слушались, потому что я хорошо управлял».
Я отказал этому кандидату, так как счёл его некомпетентным. Я не отрицаю, что он мог реализовать ряд проектов, но это не его заслуга, а команды. С тех пор я всегда требую детальных ответов на этот вопрос, а от кандидатов на должности топ-менеджеров ожидаю и конкретных цифр.
Вопрос № 2
Как менялся круг обязанностей?
Если человек действительно способный, трудолюбивый и показывающий хорошие результаты, то круг его обязанностей постоянно расширяется, поэтому спросите у кандидата об этом. Здорово, если он начал с рядового сотрудника, а затем брал на себя всё больше ответственности и вырос в компании.
Если у человека, работавшего несколько месяцев или даже несколько лет, круг обязанностей не менялся, его не привлекали в новые проекты, обратите на это внимание. У производительного руководителя круг обязанностей и величина проектов, которыми он управляет, всегда растёт.
Вопрос № 3
Что конкретно ты делал, чтобы получить результат?
Этот вопрос я задаю потому, что руководитель добивается результата не собственными руками, а через подчинённых. Хороший кандидат знает инструменты руководителя и ответит, что распределял обязанности, создавал инструкции и регламенты, добивался планирования работы от подчинённых, проводил собрания, нацеливал.
Вопрос № 4
А как именно ты это делал?
Это уточняющий вопрос к предыдущему. Покопаться в деталях действительно важно, это поможет вам оградить себя от руководителей-теоретиков, прочитавших книги по менеджменту и знающих об инструментах только понаслышке.
Поэтому, услышав о том, что кандидат проводил собрания, уточните, как именно. Попросите кратко описать стандартный протокол его еженедельного совещания с подчинёнными. Или узнайте, что делал, чтобы добиться от них выполнения задач в срок. Копайте глубже, чтобы определить, владеет ли кандидат инструментами руководителя или может их только перечислить.
Ситуация
Я искал начальника отдела продаж в свою производственную компанию. Тогда я был менее опытным, и наибольшее впечатление на меня произвёл человек, который работал до этого в компаниях с именем, а также уверенно назвал мне все инструменты руководителя. Но тогда я не задал уточняющий вопрос, как именно он их использовал.
Но уже тогда в компании были внедрены инструменты управления, в том числе и статистики (метрики), которые помогают видеть количественные показатели результатов. И в отделе продаж они начали резко ползти вниз, что я связал с новым человеком на должности РОПа. Тогда я стал наблюдать за тем, как он работает. Оказалось, что свои прекрасные теоретические знания он не хочет применять. Тогда я понял, что ошибся, не задав уточняющий вопрос ещё на этапе собеседования.
Вопрос № 5
Что получалось меньше всего?
У руководителей много разных обязанностей, и важно выяснить, с чем возникало больше всего проблем. Если человек профессионал, стремящийся развиваться, он хорошо понимает, где его слабые места. Поэтому ответ «У меня всё было прекрасно» — либо ложь и попытка произвести впечатление, либо неумение видеть свои слабые стороны.
И второй вариант означает, что человек не сможет развиваться. Он застрял в состоянии «Я знаю всё, я безупречный руководитель». Таким человеком не сможет управлять высший руководитель, да и результаты не будут впечатляющими.
Вопрос № 6
Что нравилось в работе больше всего?
Внимательно слушайте ответ, здесь раскроется истина. Человек может ответить, что ему больше всего нравилось ремонтировать оборудование или работать с электронными таблицами. Или ему нравилось возиться с людьми, проводить совещания, вдохновлять, нацеливать тех, кто сбился с приоритетов.
Этот вопрос помогает обнаружить сильные стороны человека. И, если мы говорим о руководителе, это должен быть тот, кому нравится работа с людьми. Если человек этого не любит, хорошим управленцем не станет.
Вопрос № 7
Кто может подтвердить результаты?
У руководителя, классно делавшего свою работу, обычно прекрасные отношения с вышестоящим начальством. И он без колебания даст контакты, чтобы вы смогли в этом убедиться.
А вот невнятное бормотание вроде «Даже не знаю, кто это сможет подтвердить», «Они все уехали», «Компания закрылась» — плохой показатель. Возможно, всё то, что рассказывал кандидат о результатах, было выдумкой. После интервью всегда перепроверяйте информацию.
Вопрос № 8
Что тебя интересует?
Наверняка у кандидата также есть вопросы к вам. Дайте понять, что готовы на них ответить. Я внимательно слушаю и анализирую, о чём спрашивает кандидат. Это помогает понять, чем он живёт, о чём думает, в какой сфере хочет развиваться. Руководитель, ориентированный на рост и достижение результатов, будет спрашивать о целях и задачах, планах по развитию, компетентности персонала, о формировании команды.
Итог
В материале поделился вопросами, которые сам задаю на собеседованиях с потенциальными руководителями. На мой взгляд, каждый из них важен, но я бы обратил особое внимание на последний.
Люди всегда интересуется тем, что для них важно. Задавая этот вопрос, вы сможете увидеть, на что ориентирован человек: проявление собственной экспертности или работу с людьми. Это позволит вам лучше понять кандидата и принять верное решение!
— Александр Высоцкий для НВ Бизнес
Кто может подтвердить результаты?
У руководителя, классно делавшего свою работу, обычно прекрасные отношения с вышестоящим начальством. И он без колебания даст контакты, чтобы вы смогли в этом убедиться.
—
Вообще довольно спорно, например:
- если твой руководитель в большой конторе вообще не факт, что у тебя есть его мобильный телефон;
- люди далеко не всего ищут новую работу открыто и звонок начальнику может быть не самый лучший вариант;
- есть люди, которые стесняются просить рекомендации (далеко не все сотрудники менеджеры-продавцы);
- легко обмануть и дать телефон друга, свата, брата;
- у меня был случай, когда таким образом одни господа просто собирали контакты CEO и рук. рекламы для последующего впаривания своих услуг.
Лишь пару раз слышал, чтобы по "предоставленным референс контактам" был реальный обзвон и то чего то внятного не говорили, а лишь подтверждали факт совместной работы и "спасибо, понятно".
Как правило это галочка из разряда "взять на понт". Типа если тебе нечего скрывать - то ты дашь такие контакты. Или "это нужно для СБ". Типичным HR-ам рвет шаблоны если например у тебя есть рекомендательные письма или отсылки к кому то из политики, силовиков, каких-то инфльюенсеров которые на слуху.