Как потерять сотрудника — 25 советов эффективному менеджеру
Вредный чек-лист руководителя в эпоху Великого увольнения, тотального выгорания и битвы за ИТ-таланты
Текущий рынок труда, особенно в ИТ, суров — идет ожесточенная борьба за кандидатов, сменить работу для специалиста — раз плюнуть. За 7 лет своей работы в менеджменте видел много плохих примеров, грешил сам, поэтому ловите чек-лист вредных советов, которые приводят к уходу сотрудника и учитесь на чужих ошибках.
Хочешь мотивировать — сначала прекрати демотивировать
Собеседование
Зачем терять сотрудника, если можно сделать это пока он еще кандидат? Правильно, незачем терять время зря, поэтому при организации собеседований придерживайтесь следующих правил:
- Растягивайте процесс — 10 этапов, полиграф, психологические тесты, проверка астролога и тд. Чтобы нанять человека нужно быть на 100% уверенным в нем, ошибки недопустимы! Если кандидат не готов тратить столько времени без оплаты — он скорее всего слабо мотивирован и вам не подойдет
- Покажите кто тут главный - будьте суровы, неприветливы, блещите сложными вопросами. В каком году появился Javascript? Как зовут старшего вице-президента нашей компании? Табуляция или пробелы?
- Обещайте на собеседовании то чего на самом деле нет — интересные проекты, современные технологии, премии и тд. Главное чтобы человек принял оффер, а дальше как-нибудь разберемся
Режим работы
Собеседование кандидат выдержал, как организуем его работу?
У нас гибкий график, в офис можно приходить в любое не позже 11
- Теперь мы ходим в офис. Лучший подарок который СЕО компании может сделать рекрутерам конкурентов. Иногда людям не хватает живого общения, но возвращаться к ежедневным поездкам в офис готовы далеко не все, даже те кто люто ненавидит зум. Гибридный режим работы решает многие проблемы, но некоторые упорно пытаются загнать людей в офис. Удачи им!
- Работаем по строгому графику. Нет ничего продуктивней фиксированного начала и конца рабочего дня, особенно для всей команды. Разные часовые пояса, режим дня сова/жаворонок, необходимость забирать ребенка из школы — ничто по сравнению с железной дисциплиной и чувством единения
- В отпуск идем когда начальство разрешит. Планирование отпуска на год вперед — это прекрасно, пока на проекте завал и готовится релиз (а это всего 360 дней в году) — никакого отпуска, команду подвести нельзя.
- Овертаймы, больше овертаймов. 12 часов > 8 часов, в субботу тоже можно поработать. Больше часов — больше опыта и быстрее растет скилл. Еще и пиццу дают в качестве бонуса — как тут отказаться? Почти в каждой компании иногда случаются авральные ситуации, когда приходится поработать больше, но если это происходит постоянно, то стоит задуматься — а все ли в порядке? Менеджмент пытается что-то изменить или им ок?
- Все делаем по правилам и документам, уступки недопустимы. Документы писали умные люди, мало ли что в жизни происходит — работа на первом месте, поэтому при любом вопросе отправляем смотреть список установленных правил и положений, идти на компромисс — конечно нет.
Цели и задачи
В офис ходим с 9 до 21, но какой в этом смысл если не выполнять задачи? И как с ними работать эффективному менеджеру?
- Не проговаривать ожидания, цели и задачи. Умный человек по лицу руководителя догадается чего от него хотят (а другие и не нужны). В реальности все что очевидно для вас — для других может стать сюрпризом, поэтому ожидания/цели/задачи нужно как минимум проговаривать, а лучше где-то записывать.
- Менять цели каждую неделю. Как известно мир ускоряется, вчерашние приоритеты уже не актуальны, к этому надо быть готовым постоянно. Вчера планировали укрепить знания текущих технологий разработки, завтра — перейти на новый фреймворк, послезавтра — написать свой. Постоянно меняя направление движения сложно куда-то прийти.
- Не выделять время на интересные задачи. Работа — не развлечение, поэтому абсолютно неважно к какого рода задачам у человека есть талант и предрасположенность, а также чем он сам хотел бы заниматься при наличии выбора. Задачи есть задачи — бери и делай
- Давать невыполнимые задачи. Железный треугольник проекта придумали лентяи, любую задачу можно решить быстро, без бюджета и в самые сжатые сроки, было бы желание. И вообще с бюджетом каждый сможет, а ты попробуй без него!
Обратная связь
Ладно, что-то делается, наверное стоит давать обратную связь сотруднику и информацию клиентам? Или нет?
- Больше отчетности, минимум каждый день, а лучше каждый час. Всем известно, что от постоянных напоминаний и актуализации статуса работа идет гораздо быстрее, основная задача менеджера — именно в этом. Клиенты тоже не дремлют и не готовы платить непонятно за что. Для сотрудников которым можно проверять частоту проверки сокращаем до ежедневного апдейта (письменного и подробного)
- Не давать обратной связи. По доброму прищуру или нахмуренным бровям руководителя вполне можно определить как и что пошло не так, сделать соответствующие выводы и впредь не совершать такой глупости. Разбирать ошибки чтобы они не повторялись — пустая трата времени менеджера
- Не хвалить. Если человека похвалить — он сразу захочет больше денег и начнет зазнаваться, а работать перестанет. Зачем вообще нужно хвалить людей, если они просто делают свою работу?
- Ругать публично. Ошибся — будь готов к публичной порке, чем больше коллег на ней будет — тем ниже вероятность повторения подобного в будущем.
- Всегда винить во всех ошибках своих подчиненных. Безапелляционно и однозначно, нет ничего хуже перекладывания ответственности на процессы, сроки, условия и прочих отмазок.
- Награждать тех кто громче всех кричит. Иногда полезно дать одному человеку повышение, чтобы другие лучше старались. Человек который больше всех просит или громче всех отстаивает свою точку зрения — безусловно самый достойный кандидат. Никакого смыла в дополнительном анализе нет, это и так очевидно
Деньги
Вы кажется спросили меня про какие-то деньги?
- Никаких повышений зарплаты и премий. Лучшая награда — работа в нашей компании и одобрение коллег, обсуждать такое с руководителем — моветон
- Не делать поправок на текущий рынок. В свое время люди работали за еду , а сейчас сразу хотят 100500$ и макбук. Ох уж эти зумеры…
- Давать новым кандидатам больше чем текущей команде. Ну нам же надо как-то нанимать людей, меньше мы им платить не можем, а обучать придется старичкам
Менеджмент менеджеров
Доблестно преодолев все препятствия сотрудник становится менеджером, а вы — менеджером менеджера, а ваш менеджер... вообщем вы поняли. И тут вас ждут классные, блестящие, манящие новые грабли!
- Лезть через голову руководителя к его сотруднику. Вы наверняка знаете как лучше, а времени объяснять детали нет, лучше дать задачу напрямую, ничего страшного из-за этого не произойдет — вы и так руководите этим сотрудником, только через кого-то другого
- Ставить на менеджерскую позицию человека который не хочет им быть. Кто станет тимлидом? Конечно самый сильный инженер! -1 сильный разработчик +1 слабый менеджер нам не грозит, выгоранием тоже не пахнет, делаем!
- Не поддерживать менеджера в сложной ситуации в команде. Уходит опытный сотрудник? Нужна помощь в переговорах с клиентами? Релизы не релизятся? Справится со всем сам
- Давать в команду токсика. Нанимать, переводить, подкидывать неудобного человека, который не ладит с окружающими — верный способ сделать жизнь любого руководителя насыщенней, продуктивней и веселей!
По традиции в конце должна быть ссылка на телеграм канал по менеджменту (или инвестициям в крипту), но его у меня пока не завелось, как и курсов личной продуктивности. Поэтому пишите в комментарии какие вредные советы я пропустил, сделаем чек-лист еще более эффективным, всего 25 пунктов — маловато будет!