Как разглядеть признаки «выгорания» и что с этим делать
Несколько лайфхаков, которые помогут не провалиться в эмоциональную яму в период больших изменений.
Привет! Я Елена Портнова, HR-бизнес-партнер банка «Хоум Кредит». Помните, в сказке Кэрролла Алиса проваливалась в бесконечную кроличью нору? Ровно так выглядит выгорание: бездонная яма, из которой чем дальше, тем сложнее вернуться к свету, а на дне вместо сказочной Страны чудес — эмоциональный надлом. Хочу рассказать, как диагностировать эту проблему у себя или своего сотрудника, и поделиться техниками, которые помогут справиться с перегрузками.
Что приводит к эмоциональному выгоранию
Как правило, выгорание случается не в один день — здесь срабатывает накопительный эффект. Если человек долго находится в состоянии хаоса и психологических перегрузок, рано или поздно он опускает руки — и проваливается в черную дыру.
Сказывается высокая загруженность на работе, факторы личного характера, проблемы с близкими. Наконец, внешний контекст и неготовность принять весь объем происходящих изменений. Хотя по большому счету неважно, где произошел надлом, — все равно он повлияет на все сферы жизни.
В чем оно выражается
Мы живем в обществе и вынуждены держать планку — особенно на работе. Как в соцсетях, создаем красивую картинку успешного человека, но часто скрываем за ней прямо противоположное — «эмоциональные качели», которые маскируем не только от окружающих, но даже от себя.
Однако индикаторы все же есть: такой надрыв отражается на привычках, поступках, реакциях, даже манере общения. Это заметно, если вы хорошо знаете человека и то, как он себя обычно ведет.
Когда происходят несвойственные изменения, когда кажется, что «он какой-то сам не свой, не в своей тарелке» — это сигнал. Например, человек закрывается, не идет на контакт, с ним становится сложно разговаривать, он взрывается по мелочам. Или постоянно выключает камеру во время созвонов при дистанционном общении. То есть все нестандартные проявления, которые наблюдаются длительное время, — звоночек, что происходит что-то не то.
По схожим маркерам можно провести и самодиагностику. Оценить себя ретроспективно, скажем, за месяц. Вот что должно насторожить:
● Нет интереса к тому, что радовало раньше — от общения с друзьями до походов в музеи, эти вещи исчезли из жизни.
● Нет позитивных эмоций — только негатив или полный ноль.
● Не хочется ничего делать — от слова «совсем».
● Сбоит организм: нестабильный сон, бесконечная усталость, проблемы с питанием и даже постоянные простуды — психосоматика здорово отражается на здоровье.
Как справиться с проблемой
Первый шаг — осознать, что у тебя эмоциональный кризис, и решить, что ты хочешь это изменить: «Я понимаю, что со мной творится что-то не то. Мне не нравится это состояние, я не хочу в нем находиться». Чем раньше удастся увидеть проблему, тем легче будет с ней справиться.
Дальше можно включать восстанавливающие механизмы. Поделюсь рекомендациями, которые HR-команда «Хоума» предлагает сотрудникам банка.
- Заняться здоровьем
Начинать надо с физического состояния. Это базис: когда тело готово, намного проще наводить порядок во всем остальном. Разберитесь со сном, питанием, вредными привычками, если они появились. Полезно заняться спортом, регулярно есть, пить побольше воды, добавить в рацион витамины. Это не должно быть разовой «акцией» — заботиться о себе надо постоянно.
Закрыться от информации
Очень важно ограничивать информационные потоки, которые проходят через вас, — даже через силу. Поэтому оптимальный выход — сократить потребление контента и давать себе передохнуть, например отключать все гаджеты хотя бы за час до сна.
- Планировать дела
Техники тайм-менеджмента хорошо помогают, если эмоциональное выгорание связано с возросшими нагрузками на работе. Используйте планирование: записывайте в календарь время на занятия спортом, ужин с друзьями, даже прогулку по улице во время обеденного перерыва. Это избавит от ощущения, что в жизни есть только работа и ничего больше.
Искать поводы для радости
У человека в плохом настроении есть большой соблазн "уйти" в него еще дальше. Нельзя позволять себе это делать. Придется побороть внутреннее сопротивление и вернуть в жизнь яркие моменты, которые обычно радуют: семейные ужины, настольные игры, классные спектакли
Фокусироваться на своей жизни
Нельзя проецировать на себя вещи, на которые мы не можем повлиять. Спросите себя: могу ли я повлиять на то, что происходит, например, с экономикой? Нет. Мне поможет, если я буду об этом сокрушаться? Нет, мне будет еще хуже. Что мне поможет? Конкретные поступки: можно попробовать перераспределить расходы, найти дополнительный источник заработка, сделать свое хобби прибыльным, в конце концов. Делайте все, на что можете повлиять.
- Обращаться за помощью
Заботиться о себе не стыдно. Поэтому не бойтесь просить о помощи, скажем, у HR или линейного руководителя, если нет сил справиться с возросшей нагрузкой. Открытый разговор поможет выправить перекос при распределении задач, договориться об отпуске на пару дней или подобрать программу психологической помощи.
Как вести себя руководителю
Быть внимательным и вовлеченным, реагировать на те внешние индикаторы, о которых я уже говорила. Показывать готовность поддержать, если нужно: задавать вопросы, просить поделиться своими сложностями.
Иногда мне говорят: «Ну что я буду лезть в душу человека?» Но это отговорка. Речь просто идет о том, что лидер должен заботиться о команде не только как о профессионалах, но и о людях. В кризисных ситуациях важно не воспринимать сотрудников как «человеческие ресурсы». Помните: отделить бизнес от людей нельзя, потому что бизнес делают люди.