Пять шагов к удержанию талантливых сотрудников в компании: главные тренды и успешные кейсы
Последние два года вносят существенные изменения в HR-стратегии российских и мировых компаний. Среди ключевых тенденций: возрастание роли поколения зет, увеличение текучести кадров, внедрение новых форматов работы и кадровый голод. Рассказываем, как в новых реалиях удержать талантливых сотрудников.
Руководитель направления по управлению опытом молодых сотрудников Ростелекома
Большинство руководителей задаются вопросом, как удержать талантливых сотрудников в компании. Таланты эффективны, полны идей, они берутся за сложные задачи и мотивируют коллег достигать высоких результатов. Это те самые герои, которые сегодня нужны бизнесу. Но что нужно им?
Известно, что мы трудимся не только ради денег, и особенно это важно для поколения зет, которое начинает играть ключевую роль на рынке труда. Правильная мотивация и повышение вовлечённости персонала – вот философский камень современного HR. Рассказываем, как работать с мотивацией и вовлечённостью для удержания талантов внутри компании.
Существуют разные стратегии, которые дают разную эффективность. Мы выделили наиболее, на наш взгляд, эффективные подходы и ключевые тренды.
Тренд #1. Управление карьерой
Большое количество потребностей персонала закрывается возможностью принять участие в карьерном треке.
33% россиян за последние 10 лет кардинально сменили профессию (hh.ru)
60% уверены, что буду иметь нестабильную занятость (PwC)
66% зeтов постоянно находятся в поиске новой работы (Gallup)
Кейсы
Unilever внедрили возможность управлять карьерой на любом этапе развития в компании: сотрудникам доступны тренинги, интенсивы, индивидуальные планы развития, возможность пройти внутренний отбор на интересующую вакансию. Райффайзенбанк – реализуют программу по внутренним ротациям.
Плюсы:
- новые возможности по развитию карьерных треков в контуре одной компании;
- возможности планирования миграции персонала и снижение инвестиций на подбор.
Риски:
- риск суживания компетенций и паттернов профессионального развития;
- возрастание стоимости ошибок в управлении персоналом и узость компетенций.
Тренд #2. Сотрудник как личный бренд
Развитие личного бренда сотрудника – один из трендов как в России, так и за рубежом, когда компании инвестируют в экспертный трек. Сотрудник становится медийным специалистом, участвует в форумах, конференциях, прокачивая тем самым и бренд работодателя. Это ещё один способ, который помогает удерживать талантливых специалистов в компании.
92% больше доверяют мнению людей, а не компаний (Nielsen)
82% скорее будут покупать у компании с активными соцсетями (Sprout Social)
77% купят у компании с персональными коммуникациями (BRANDfog)
Кейсы
Ростелеком реализует проект «Эксперты Ростелекома» – программу по развитию личных экспертных брендов сотрудников компании через участие в профильных форумах, конференциях, молодёжных активностях.
Coca-Cola – внедрили специальную программу по работе с брендом работодателя для сотрудников-амбассадоров.
Плюсы:
- развитие личного бренда и личной карьеры за счет компании;
- при положительном эффекте – продвижение бренда работодателя;
- средние инвестиции и дополнительный пул адвокатов бренда.
Риски:
- дополнительное время на работу с личным брендом;
- перераспределение времени сотрудника на дополнительные непрофильные активности;
- потенциальные негативные ассоциации с привязкой к бренду компании.
Тренд #3. Создание дополнительных источников заработка
Многие компании сейчас предлагают своим сотрудникам дополнительный источник заработка. Это интересная механика, которую также можно использовать для повышения мотивации и удержания сотрудников в контуре компании.
69% зетов хотели бы иметь собственный бизнес (VK Business, Research.mail.ru)
до 20% всех работающих в 2025 году – фрилансеры, самозанятые (Ernst & Young)
+46% глобального рынка рекрутмента к 2025 году (TalentTeсh)
Кейсы
Unilever выделили внутренние премии с денежной компенсацией проактивным сотрудникам.
В Ростелекоме создана «Биржа талантов» – внутренний маркетплейс, где заказчиками и исполнителями являются сотрудники компании. Проект направлен, в первую очередь, на создание новых возможностей для заработка внутри компании.
Плюсы:
- полизанятость и внутренние источники заработка для сотрудника в одной компании;
- отсутствие дополнительных инвестиций в поиск ресурсов и предсказуемость.
Риски:
- упущенные возможности – компания, скорее, предложит средний уровень оплаты по сравнению с рыночными предложениями;
- неудовлетворённость компании уровнем качества выполняемой задачи;
- смена приоритетов сотрудника.
Кстати: этот материал подготовлен сотрудником Ростелекома в рамках проекта «Биржа талантов» – мы выбрали специалиста с подходящими компетенциями, работающего в другой функции, и оплатим эту работу по рыночной стоимости. Результат – сотрудник чувствует заботу и свою ценность, что укрепляет мотивацию и связь с компанией.
Тренд #4. Управление опытом сотрудников.
Это один из главных современных HR-трендов, который напрямую влияет на удержание сотрудников, снижение текучести кадров и формирование лояльности в долгосрочной перспективе. Отслеживая опыт взаимодействия сотрудника с компанией и улучшая его, работодатель напрямую влияет на эффективность его работы и результаты бизнеса в целом.
86% назвали опыт сотрудника важнейшим направлением HR (hh.ru)
Персональные траектории – основа развития сотрудника в ближайшие 5 лет (Delloite)
VUCA-подходы – актуальны для управления сотрудниками в условиях неопределённости
Кейс
Walmart создал отдельное подразделение внутри компании, которое исследует опыт сотрудников и управляет им. Это кросс-функциональные команды из agile-коучей, экспертов по клиентскому опыту и опыту сотрудников, которые находят инсайты и решения на стыке EX (Employee experience) и CX (Customer experience).
Плюсы:
- более точечные предложения и активности со стороны работодателя в конкретный момент;
- снижение уровня издержек на HR-активности благодаря интеграционному подходу.
Риски:
- универсальность предлагаемых механик и более узкие возможности персонализации;
- выпадение отдельных категорий сотрудников, особенно с уникальным опытом и профилем.
Пять шагов для удержания молодых талантов внутри компании
Среди перечисленных трендов есть один базовый, без учёта которого эти инструменты не дадут ожидаемого результата. Чтобы эффективно удерживать сотрудников в компании и повышать уровень их вовлечённости и мотивации, важно управлять опытом сотрудника. Это позволяет сделать механика Employee Journey Map (EJM). Рассказываем пошагово, как развернуть EJM-процесс в любой компании.
Шаг первый. Проанализируйте целевую аудиторию
Специфических отличий от классического маркетингового подхода CJM (Customer Journey Map) у EJM нет. Исключение – аналитические инструменты. Остановимся на них подробнее.
В 2021 году в Ростелекоме запустили отдельную ветку exit-интервью (выходного интервью). На наш взгляд, это важный диагностический инструмент для HR в рамках EJM, поскольку предоставляет важную информацию, которая остаётся в компании, несмотря на уход сотрудника.
Шаг второй. Составьте портрет целевой аудитории
Современному HR, использующему EJM-подход, важно иметь собирательный образ сотрудника, которого компании нужно удержать. Чем точнее вы опишете портрет сотрудника, его ожидания и ограничения, тем быстрее и качественнее получите результат.
На этом этапе Ростелеком использует «метод персон» Алана Купера, являющийся классическим для дизайна продуктов в маркетинге. Этот метод позволяет составить чёткое представление о том, кто те талантливые сотрудники, которые необходимы бизнесу, и на кого будет направлена EJM-стратегия. Как правило, использование метода включает в себя составление профиля сотрудника по нескольким параметрам (компания выбирает ключевые для себя):
демографические (пол, возраст, семейное положение, место жительства);
мотивация;
история привлечения и найма, периода адаптации;
- барьеры и ограничения (с какими сложностями сталкивается сотрудник);
- ожидания и потребности (карьерный трек, уровень заработной платы, возможности обучения и т.д.).
Шаг третий. Переносим информацию в Experience Map
Experience Map – это схема, «дорожная карта», на которой видны мотиваторы, ожидания, барьеры сотрудника, которые были описаны на предыдущем этапе, а также конкретные активности по работе с опытом сотрудника.
На Experience Map разложены основные характеристики целевой аудитории талантливых сотрудников. Как только становятся понятны точки, которые проседают, становится понятен и набор активностей для роста вовлечённости и мотивации.
Шаг четвёртый. Внедряйте культуру обратной связи и менторство
В компании необходимо развивать культуру обратной связи и систему менторства, особенно если возникают сложности с вовлечённостью сотрудников:
до 39% повышает уровень личной эффективности (Gartner)
до 41% снижает количество прогулов (Gallup)
до 59% сокращает текучесть персонала (Gallup)
до 10% повышает уровень удовлетворённости клиентов (Gallup)
Ключевыми фигурами этого процесса являются ментор и менти. Менти – новый сотрудник или сотрудник, который хочет развиваться в другой сфере, в другой функции. Ментор – опытный наставник, высококлассный специалист, который готов делиться опытом.
Взаимодействие между ними строится на нескольких ключевых процессах:
профилирование;
формирование пары;
- коммуникация;
- первая встреча;
- финальный этап обратной связи.
Для эффективного внедрения менторской программы и развития культуры обратной связи важно правильно построить работу на каждом из этапов.
Настройка баланса интересов программы и интересов ментора и менти – важный этап, поскольку каждый ментор, приходя в программу, всегда хочет внести что-то свое и не всегда хочет играть по правилам. Для менти необходимо транслировать активную позицию, что им
Шаг пятый. Помните про ключевые правила и действуйте!
Путь по Employee Journey Map всегда равен ожидаемой продолжительности. Это значит, что, если вы планируете работать со своей целевой аудиторией до момента прихода сотрудника в компанию, обязательно включите этот этап в EJM. В этом случает EJM будет разделён на период «до прихода в компанию», «во время работы в компании» и, возможно, после «увольнения».
На каждом из этапов реализации EJM важно правильно и эффективно формировать регулярную аналитику. Также необходимо помнить, что система EJM (как и CJM) всегда адаптивна. В процессе потребуется модерация и адаптация под текущие реалии.
В Ростелекоме мы убедились, что формат EJM быстро внедряется и даёт достаточно быстрые результаты. С помощью показанных выше инструментов возможно создать эффективную стратегию удержания талантов внутри компании.
Не увидел в статье. Вариант "платить больше денег" был упомянут?
Вообще ни разу в цель. Обычно это сочетание интересная работа + оплата выше рынка хотя бы на 10-15% + варианты роста в проф плане + человеческое отношение и комфортная психологическая атмосфера в коллективе