Как вырасти в руководителя? Если вы ищете короткий путь, этот текст вам не понравится

Какие компетенции развивать, почему важно следить за психическим здоровьем и как выстраивать отношения с командой

Как стать руководителем? Частый ответ на этот вопрос: «Давай вернёмся к обсуждению через полгода». Ещё более частый: «Сделай то и это, а потом посмотрим». А иногда для того чтобы стать боссом, надо и вовсе просто дружить с руководителем или основателем.

Наш вариант ответа на вопрос «Как стать руководителем?» — много и эффективно работать. Никаких серебряных пуль, лайфхаков и золотых правил вроде «до руководителя в десять шагов за два месяца». Много и эффективно работать — это конкретные действия и инструменты. О них мы и хотим поговорить.

Мы написали этот материал в поддержку нашего курса о том, как искать, распознавать и нанимать таланты. Он будет полезен и руководителям, и основателям, и эйчарам. Потому что умение нанимать людей в свою команду — одна из составляющих этого самого «быть руководителем». А теперь давайте разберём все остальные пункты.

#1 Вам предстоит системно работать над компетенциями, которыми обладают руководители в вашей компании

Этап, который лучше не проскакивать: все следующие шаги будут пересекаться именно с ним. Зачастую развитие происходит хаотично: в процессе работы что-то да разовьётся. Но если вы хотите стать боссом, такой формат не пойдёт. Важно сформировать для себя список нужных компетенций и сделать PDP — так вы сможете учиться системно и предсказуемо, говорить с руководством предметно («Теперь я умею то-то и то-то, а каких компетенций мне не хватает до уровня директора?») и сможете приручить синдром самозванца.

Компетенции обычно делят на 3 группы:

  • профессиональные или экспертные;
  • социальные;
  • управленческие.

Обладать всеми на одинаково высоком уровне невозможно, но у вас должен быть уверенный прожиточный минимум плюс 3-4 зоны супер развитых компетенций. Руководителями становятся выдающиеся люди, а не просто те, кто подтянулся до среднего уровня.

Профессиональные или экспертные компетенции

Профессиональные компетенции варьируются от профессии к профессии. Например, если вы главный бухгалтер, ваш список экспертных компетенций будет включать знание всей финансовой отчётности, умение работать с налоговыми органами и вести документацию. Если вы дизайн-директор, вам нужно владеть дизайн-инструментами, уметь выстраивать дизайн-процессы, проектировать, разбираться в исследованиях.

Социальные компетенции (ещё их называют soft skills, коммуникативными компетенциями и какими только не)

Если на уровне специалиста вы можете просто сидеть и писать код и раз в неделю ходить на ретро, то на уровне руководителя такого себе позволить нельзя. Одной из ваших главных задач становится коммуникация. Поэтому, если вы всегда не в ресурсе или замкнуты, стоит подумать о том, какие у вас перспективы как у лидера компании или направления.

Заметка на полях: социальные компетенции не равно «манипуляции» или «вера в себя». Важно чётко разобраться в том, что включают в себя эти компетенции и какие из них понадобятся вам для работы. В большинстве компаний список такой:

  • работа с коммуникацией — только речь не о хорошо подвешенном языке: важно понимать, что такое коммуникация и как её использовать для достижения целей. Важно, уметь строить прозрачную и своевременную коммуникацию и с её помощью приходить к решениям со своими руководителями, командой и бизнес-партнёрами. Публичные выступления, переговоры, решение конфликтных ситуаций часто тоже относят к коммуникации.
  • лидерство — руководитель умеет добиваться поставленных целей усилиями команды, а не делать всё своими руками. Умеет мотивировать и вдохновлять людей, объяснять им важность их работы, брать на себя ответственность, инициировать проекты и действия, которые не всегда напрямую связаны с его зоной ответственности.
  • управление бизнес-партнёрами — руководитель никогда не работает в вакууме, обычно вокруг него много других топ-менеджеров. Со всеми нужно синхронизироваться не только на уровне коммуникации, но и на уровне дел. Те, кто умеет вовремя построить процессы взаимодействия и заручиться поддержкой коллег, и становятся более успешными руководителями.

Управленческие компетенции

Это уже про умение управлять командой и той частью бизнеса, за которую вы отвечаете. Почему-то к управленческим компетенциям, как и к soft skills, часто относятся как к чему-то, что дано при рождении или развивается само собой в процессе. Этому мало и плохо учат, почти не проверяют при найме и тем более при повышении. «Если ты хороший специалист — с командой разберёшься» — догма, на которой растёт множество современных руководителей.

Боссами всё чаще становятся молодые люди. У них чисто физически не было возможности накопить опыт и насмотренность, а значит, они должны брать умом и развитыми компетенциями.

К управленченским компетенциям относят:

  • умение нанимать людей — все мы хороши в просмотре резюме с hh.ru, но мало кто делает это правильно и результативно. Умение нанимать проверяется уже на этапе принятия решения о том, нужен ли вам человек. Точно ли нужен и почему? Как вы это проверили? Умение определить портрет и компетенции кандидата, организовать весь процесс, разделить ответственность с рекрутером, анализировать воронку и менять её, чтобы она работала эффективнее. Всему этому мы посвятили первый курс TYPICAL о том, как искать, распознавать и нанимать таланты. Почитать о нём подробнее можно тут: https://www.typical.education/
  • умение работать с результативностью — в английском есть хорошее понятие performance management. Оно предполагает, что руководитель может направлять и корректировать результаты своей команды через грамотное планирование и целеполагание, а также через оценку и развитие команды.
  • умение развивать команду — это уже про работу над личными планами развития и системным ростом каждого члена команды. Обычно всё ограничивается тем, что руководители просто дают задачи посложнее, но зачастую это лишь перегружает неопытного человека. Ещё несколько подобных ошибок мы собрали тут.
  • работа с финансами и экономикой предприятия — руководители прямо влияют на деньги компании, поэтому почти всегда вам нужно разбираться в бизнес-модели компании и её экономике. Вы будете планировать ФОТ и строить бюджет, и хорошо, если вы можете сделать это не за ручку с финансовым директором.
  • работа со стратегией — на уровне компании, отдела, конкретного проекта или продукта вы должны быть тем человеком, который смотрит в будущее. И снабжает команду информацией, которая позволит каждый день принимать решения без вашего прямого участия.

Чтобы грамотно развивать компетенции, важно оценивать себя адекватно. Постарайтесь как можно раньше инициировать процесс оценки со стороны своих руководителей, бизнес-партнёров и членов команды. Всё это позволит вам понимать, двигаетесь ли вы в нужном направлении и постепенно расти в руководителя.

#2 Для будущей позиции важно психическое здоровье

У потенциальных директоров часто западает сразу несколько компетенций. Иногда это происходит из-за психического здоровья. Лидерство, управление командой, управление бизнес-партнёрами, самостоятельность — часто эти компетенции основаны на адекватной самооценке и уверенности в себе. Без этого может возникать торможение, отсутствие прогресса и инициативы, синдром самозванца и страх того, что можно ошибиться и это приведёт к катастрофе. Или, например, такие компетенции как работа со стратегией или с результативностью требуют отсутствия тревожности и лишней паники, так как ваш мозг должен полностью посвятить себя проработке видения и пространства для улучшения.

Также мешать вам расти в руководителя могут когнитивные ошибки. Например, если вы постоянно чего-то от себя требуете, то тратите силы на ожидания, а не на работу. Если вы любитель катастрофизировать ситуацию, вам тяжелее справляться с проблемами. А если развешиваете на людей ярлыки, вам будет сложно растить сотрудников и выстраивать с ними отношения.

В TYPICAL есть золотое правило: мы никогда не советуем клиентам или кандидатам обращаться к психотерапевтам, потому что просто не имеем на это права. Однако в нашей команде есть несколько психологов: только они могут делать это экспертно. Под их же чутким контролем мы регулярно пишем большие материалы на тему психического здоровья. Вот один из них.

#3 Важно понимать оргструктуру компании и как вы можете в неё встроиться

Если вы ужасно талантливы и развились по всем компетенциям, но для вас нет места в оргструктуре, вы не сможете в неё просто «влезть». Например, вы работаете старшим дизайнером в компании, где всего 2 дизайнера и позиция дизайн-директора уже занята. Можно стараться сколько угодно — вам даже передадут часть ответственности директора — но вы не сможете вырасти в полноценного руководителя, просто потому что здесь нет для вас места. Или же вы единственный дизайнер в компании, для которой дизайн — десятое дело. Вы можете прекрасно развиваться и даже метить в смежные директорские позиции, но это компромисс, который будет длиться недолго.

Оргструктура помогает оценить перспективу и задать правильные вопросы. Как компания растёт и масштабируется? Как и куда повышают сотрудников? Какой трек развития в моём бизнес-направлении? Что будет с моим бизнес-направлением через год, три? Все эти вопросы можно задать своему руководителю. Объясните это тем, что вы оцениваете будущее и пытаетесь разобраться, как и куда вам нужно расти.

#4 Нужно участвовать в жизни компании за пределами своего рабочего стола

Это можно отнести к лидерству или самостоятельности, но мы хотим поговорить об этом отдельно. Обычно, директора — это лидеры мнений, люди, на которых хотят положиться фаундеры и акционеры. Вряд ли это возможно, когда человек говорит, что «это не его работа» и «его это не касается».

До руководителей повышают тех, кому больше всего надо. Тех, кто не пройдёт мимо, когда что-то лежит на неподходящем месте. Любые проявления лидерства, инициатива и небезразличие к компании повышают ваши шансы на продвижение в директора. Но, конечно, это не решающий фактор: если вы очень активны, но у вас нет нужных компетенций, то долго ваше потенциальное директорство не проживёт.

#5 Выстраивайте профессиональные доверительные отношения с руководителем и с топами

Речь не о том, чтобы регулярно ходить с боссом на кофе или в бар. В рамках профессиональной деятельности важно выстраивать отношения, основанные на доверии и уважении. Если вы гнобите нового сотрудника, которого нанял ваш босс, — вы проявляете недоверие. Если вы громче всех высказываете на общих собраниях недовольство поведением босса — вы его не уважаете. И как бы точны и честны вы ни были, тяжело понять человека, который выглядит для тебя токсичным, грубым или даже опасным.

Важно идти в команду к руководителю, который может стать вашей путеводной звездой и которого вы сможете уважать и доверять ему — без лишней романтизации. Если вы с порога идёте на компромисс, то уменьшаете свой потенциал для роста. И конечно, все ваши отношения должны регулироваться фидбеками, чтобы вы могли регулярно делиться происходящим и анализировать обратную связь.

#6 Приходите на наш Q&A 14 июня

Мы рассмотрели общий сценарий того, как вырасти в руководителя. Но уверены, что у вас есть множество вопросов и желание обсудить конкретные кейсы. 14 июня мы проведём Q&A-стрим, где разберём все ваши вопросы про найм и про то, как расти в руководителя.

Зарегистрироваться и заранее задать любые вопросы можно по ссылке:

Как вырасти в руководителя? Если вы ищете короткий путь, этот текст вам не понравится

Где ещё нас можно читать:

1919
2 комментария

Статья вполне себе ок, но начать хочется с анализа и третьего пункта, потому что если в орг. структуре нет места, корп культура заточена на найм со стороны, а не выращивание, а исключения повысились "через постель" C-level - то смысла в остальном особо нет.

3
Ответить

При всем уважении... бред полный

Ответить