Долгое время в России было две индустрии, куда стремились попасть почти все лучшие выпускники главных бизнес-вузов страны. Это инвестиционный банкинг (про него в другой раз) и топовый управленческий консалтинг. Консалтинговые фирмы успешно наращивали объемы проданных проектов и расширяли офисы. Но этот год в России переживут далеко не все из них.
Консалтинг почти всегда нужен не для реального увеличения эффективности и решения проблем, а чтобы: а) прикрыть зад топам, если принятые решения окажутся так себе - типа "а вот PwC посоветовали, ай-ай плохие консультанты, в следующий раз Deloitte спросим" б) получить денег - большие инвестиции от фондов охотнее дают под аудит, ну и на IPO сложно без помощи выйти грамотно. В конечном счете пункт Б тоже сводится к снятию или разделению ответственности за принятые решения. Поэтому то, что действительно продает консалтинг - это такое вот хитрое страхование ответственности.