Конференция HRCrunch: в компании мечты сотрудников обучают и дарят заботу
Как прошла конференция для HR-директоров: аналитика российского HRTech и мануал по созданию идеальной компании для сотрудника.
В начале октября в Москве мы провели HRCrunch - кулуарную конференцию для HR-директоров. На конференции выступили Джош Берсин (Bersin by Deloitte), Анант Агарвалл (CEO edX), Джеф Маджионкалда (CEO Coursera) и Бенуа Вирц (партнер Brighteye Ventures). Все они являются признанными еванелистами и визионерами в сфере HR и корпоративного образования. Конференция посвящена анализу происходящих трансформаций в корпоративном образовании и HR, благодаря которым становится возможным создать компанию мечты. Делюсь пятью главными идеями, которые я вынес для себя.
К лояльности сотрудников с помощью обучения
Первым выступал Джеф Маджионкалд (CEO Coursera) о влиянии автоматизации на рынок труда и, как следствие, на сферу образования. Несколько ключевых показателей:
- 400 млн людей находятся в зоне риска потери работы из-за автоматизации и внедрения искусственного интеллекта. В России это затронет 50% трудоспособного населения.
- В течение следующих 10 лет в России будет зафиксировано снижение численности трудоспособного населения на 10%.
- Сотрудники готовы обучаться новым навыкам (62%) для сохранения рабочих мест. При этом, лояльность к работодателю повышается, если компания предоставляет возможность обучения.
Максим Спиридонов, генеральный директор Нетологии, добавил, что ежегодно повышается спрос на корпоративное обучение сотрудников digital-навыкам таким, как управление проектами, digital маркетинг, data science. Компании понимают, что эти навыки необходимы уже во всех сферах бизнеса.
Совет от Джеффа: ваши сотрудники уже готовы к получению образования и развитию новых навыков. Дайте им возможности для этого и вы поймаете двух зайцев: повысите уровень профессионализма команды и их лояльности.
Разнообразие - ключ к эффективности обучения
Анант Агарвал (СЕО EdX) поделился результатами эксперимента, в котором сравнивалась активность головного мозга при разных форматах обучения. Эксперимент продемонстрировал, что нейронные связи в головном мозге работают активнее во время интерполированного тестирования, чем просто при просмотре видео или участия в дискуссии. Интерполированное тестирование (intepolated testing) - это методика, когда ранее изученный материал проверяется вместе с изучением нового.
Мы привыкли, что корпоративное обучение ограничивается выгрузкой видеолекций на внутренний ресурс, максимум - совместное обсуждение темы, что является в корне неверным решением.
Совет от Ананта: позвольте сотрудникам развивать навыки не только в областях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью. Например, один из самых популярных курсов на Coursera посвящен созданию комфортной и счастливой жизни. Пусть образование будет гибким, персонализированным и разнообразным
Технологии вторичны, фокусируйтесь на методологии
Бенуа Винц (Партнер Brighteye Ventures, крупный инвестор EdTech) представил вектор развития технологий в образовании. Первыми шагами в EdTech можно назвать появление систем обучения с помощью интернета и мультимедиа в конце 20 века. За двадцать лет человечеству удалось пройти путь от самых простейших статей, просто размещенных в cети, до грандиозных симуляций кейсов в режиме виртуальной реальности.
Сейчас по его словам, технологии в EdTech, в том числе и для корпоративного сектора, двигаются в четырех направлениях:
- Платформы персонализированного обучения с участием преподавателей или с применением алгоритмов искусственного интеллекта. Примеры: chorus.ai (для менеджеров по продажам), Broadcat (для сотрудников фин.контроля)
- Платформы с эффектом присутствия и погружения в смоделированные ситуации. Примеры: chorus.ai (для менеджеров по продажам), Broadcat (для сотрудников фин.контроля)
- Платформы с менторским подходом к обучению - наиболее эффективный и запрашиваемый на сегодня формат. Примеры: sideways6 (для линейного менеджмента), monmentor.fr (для белых воротничков).
- Платформы для изучения иностранных языков. Примеры: Slang (профессиональный английский для разных специальностей), lingo live (для иностранных специалистов в американских IT-компаниях).
Совет от Бенуа: корпоративное обучение не будет решать задачи бизнеса, пока работодатель сам не сформулирует показатели эффективности. Любая технология - это всего лишь инструмент, она должна опираться на крепкую образовательную методологию.
Российский HRTech: жив или мертв пациент?
Дмитрий Пучков, руководитель направления HRTech в TalentTech проанализировал текущую ситуацию с технологиями в HR на территории нашей страны.
Объем HRTech составляет 83,5 млрд рублей на 2018 год. При этом практически все имеющиеся сервисы предназначены для сферы B2B. Меньше всего развиты сервисы для соискателя - на их долю приходится всего 0,8% рынка (сюда входят сервисы по карьерному планированию, профориентации и услугам по трудоустройству).
Российский рынок по сравнению с глобальным, конечно, еще совсем крошечный. Например, данные Potok.io демонстрируют, что 25% компаний не используют HR-аналитику вообще, 32% измеряют всего одну метрику и только 10% измеряют несколько показателей. В опросе приняли участие HR-специалисты 889 компаний.
По результатам того же опроса, 23% компаний ведут базы резюме в старом-добром Excel, а 52% (!) вообще не ведут базы кандидатов.
Совет Дмитрия: можно бесконечно долго рассуждать о перспективности и грандиозных возможностях HRTech, но пока компании не начнут на постоянной основе измерять и анализировать простейшие метрики для HR-аналитики - в глобальном плане мы не сдвинемся ни на шаг.
Компании становятся всё более заботливыми
Джош Берсин (Основатель и директор Bersin by Deloitte) триумфально завершил интенсивную лекционную часть авторским мастер-классом о том, как трансформируется функция компаний, смещаясь от главенствующей идеи заработать как можно больше денег. Происходящие трансформации, в первую очередь, обусловлены темпом мирового развития, и работники боятся что-то не успеть, что-то упустить. Бизнесу приходится становиться всё более ориентированным на человека и решать проблемы, о которых не задумывались всерьез еще пятьдесят лет назад:
- выгорание на рабочем месте
- привлечение и удержание талантов
- дисбаланс производительности
- придание нематериальной ценности и смысла работы компании
- снижение стресса: финансового, психологического, эмоционального.
Создание “компании мечты” - стратегия, которая может решить эти проблемы, считает Берсин.
- Привнесите глобальную ценность в работу
Почему-то принято считать, что самые счастливые сотрудники работают обязательно в таких компаниях как Google, Facebook, Amazon и др. Однако на практике оказывается, что психологический комфорт выше в компаниях с глобальной миссией и философией. Например, в образовательных или социальных организациях, причем неважно, какого они размера. Руководству необходимо для начала самим понять ценность их бизнеса для общества и затем транслировать это сотрудникам.
Держите руку на пульсе (hands-on-management)
Самое время перейти от строгой иерархической структуры к проектным командам с понятными целями. Коучинг, инвестиции в развитие менеджеров, постоянная оценка текущих результатов с запланированными целями - выбор управленцев будущего. Компании, которые хотя бы раз в квартал пересматривают цели, в 3,5 раз чаще имеют более высокие бизнес-результаты.
- Погрузите сотрудников в дружелюбную и комфортную атмосферу
К сожалению или к счастью, становится невозможным поставить сотрудникам одной позиции одинаковые задачи и одинаковые условия, поэтому на помощь приходит тот самый гибкий подход в режиме и месте работы. Человеческие взаимоотношения выходят на первый план - сохраняйте социальные связи в компании и чувство команды.
Позаботьтесь о здоровье и хорошем самочувствии сотрудников
К этому относится не просто ДМС и оплата фитнеса сотрудников, но также организация здорового питания, программы психологической поддержки и развития финансовой грамотности. Большое количество американских работников обеспокоены тем, что наступит момент, когда они не смогут выплатить кредит\оплатить образование своих детей\ипотеку. И этот финансовый стресс уменьшает ежегодно продуктивность на $250 млрд.
- Создайте равные возможности для развития и роста
Все сотрудники, независимо от позиции, должны иметь возможности развивать навыки и заявлять о желании учиться. Идеальная ситуация, когда образование включено в рабочий график. Например, выделять час ежедневно или один день в неделю на обучение.
- Сохраните доверительные отношения между руководством и сотрудниками
Компании с мудрыми руководителями, которые, в первую очередь, заботятся о людях, вдохновляют сотрудников и общаются с ними, будут показывать более высокие бизнес-показатели. Собирайте постоянно обратную связь от сотрудников: как они себя чувствуют, что хотели бы изменить, что ценят. И здесь важно выстроить этот процесс на регулярной основе, тем более технологии сейчас позволяют организовать непрерывный сбор информации.
Резюмируя, могу сказать, что красной нитью через всю конференцию проходила идея, что люди - сейчас самый ценный и дорогой ресурс. И вполне возможно, что через какое-то время свободных кадров станет еще меньше. Поэтому нам всем предстоит понять, что происходит с людьми, что у них в голове, что их мотивирует и как мы можем помочь им работать эффективно и в удовольствие.