Почему тяжелая работа — это плохо
Настоящая цель работы — сделать что-то, а не свидетельство добродетели о том, какие мы хорошие люди.
Статья спорная, но почитать интересно
Современный мир, подвязанный под эффективность во всем, уделяет огромное внимание усердной работе. Люди, которые считаются трудолюбивыми работниками, часто превосходят остальных в плане карьеры и внешней оценки. Люди, которые не усердно работают…они вроде как получают то, что заслуживают.
Вы, возможно, разделяете это отношение, даже если не так утрированно. Вы принимаете идею о том, что труд - это моральное благо.
Если вы менеджер/директор кафе и нанимаете нового сотрудника, вы хотите: слабого кандидата, который расслабляется, или трудягу?
Если ребенок проходит через сложный период в школе и делает не так много домашних заданий, как раньше, расслабляется ли он и говорит себе: «Это просто школа?» Или он избивает себя внутри за то, что он ленивый и безответственный?
В случае со школой может быть по разному, но у взрослых людей иначе…
Люди чтят тяжелую работу, даже если сама она не очень продуктивна. Мы смотрим на людей, которые готовы делать что-то "сложное", даже если существует более простой способ. Если мы встречаем человека, который копает канавы только для того, чтобы заполнить их снова, мы задаемся вопросом, почему он выполняет эту бессмысленную задачу, но не задумываемся, что делаем сами.
Некоторые родител заходят так далеко, что дают своим детям бессмысленные задания, чтобы показать урок тяжёлой работы. В данном случае ребёнок должен понять, что мир ценит тяжелый труд.
Важность напряженной работы так же отражена в основных религиях мира. Христиане верят, что трудолюбивый бедняк унаследует Землю, и этот человек очищается трудом. Тяжелая работа - добродетель.
Это не только у христиан. Мусульмане, индуисты, язычники, атеисты и все остальные также считают тяжелый труд добродетельным. В конце концов, до современных технологий люди должны были быть трудолюбивыми, иначе они умерли бы от голода. Люди, которые не усердно работали, были обузой для всех окружающих.
Так же?
Тяжелая работа - это исторически новая концепция
Предположим, что вы потратили всю свою жизнь, думая, что тяжелая работа важна (и всегда была важна). Но на самом деле представление о том, что трудолюбие само по себе важно, является исторически новым.
Посмотрите на наш мир всего тысячу лет назад, и то даже слишком далеко пошли. Аристократия и землевладельцы пользовались 99,99% всего богатства, в то время как рабы и крестьяне изо дня в день трудились на полях, огородах, плантациях, чтобы выжить. Трудно придумать более очевидно несправедливую систему.
Но вместо того, чтобы вся эта парадигма рухнула, постоянный лоббизм богачей привел к эволюции религиозной и моральной системы, которая стала поддерживать это неравенство: представление о том, что тяжелый труд является добродетельным сам по себе. Позвольте мне объяснить.
История выглядит так: бедные люди, которые усердно работают, попадают в рай, а бедные ленивые люди попадают в ад. «Бездействующие руки - это мастерская дьявола».
Аристократия, однако, не должна усердно работать. Они были избраны Богом для управления цивилизацией. И это большая ответственность, быть представителем Бога на Земле. Это, в каком-то смысле, тоже тяжелая работа. Вот почему им нужны все эти люди, которые подают им виноград и готовят ванны. Если трудолюбивые бедняки перестанут готовить ванны аристократии, то как же теперь управлять цивилизацией?
Чтобы было понятнее, не было такого, что группа влиятельных людей собралась сказала: «Давайте спроектируем моральную систему, которая поддерживает наше неравенство в богатстве». Эта система развивалась сама по себе.
Чтобы понять, как это произошло, представьте, что вы чрезвычайно богатый член древней европейской аристократии. Вы родились в этом мире, и у вас явно есть гораздо больше, чем у людей вокруг вас. Ваши рабы моют ноги и спят в крысиных гнездах под замком.
У вас, как у человека, есть врожденное подсознательное отношение к себе:
- считаете себя хорошим человеком априори
- видите мир по большей части справедливым
- стараетесь не терять себя и свои жизненные принципы
Вы заметили, что крестьяне вокруг вас, хотя у них более тяжелая жизнь, кажутся довольно глупыми. Они не очень хорошо говорят и вообще не умеют читать. Они ничего не знают о придворной жизни. Они проводят все свое свободное время, выпивая. Вы довольно разумно приходите к выводу, что у вас есть какое-то качество, которого нет у крестьян.
Вы также боящийся Бога человек. Вы знаете, что Бог сделал мир совершенным по своему замыслу. Бог дал вам все богатство и создал мир, чтобы крестьяне служили вам. Вы были избраны Богом для правления. Как захватывающе! Когда вы сидите, едите виноград и думаете о глубоких мыслях, вы выполняете свою святую цель. Заставить вас работать было бы богохульно.
С другой стороны, крестьяне были избрагы Богом для работы. Поэтому, если они не работают, они нарушают Божьи приказы. Для них неспособность усердно работать - это тяжкий грех. Как Богом выбранного правителя крестьян, ваш священный долг - убедиться, что они работают. Когда вы бьете их и отправляете на работу, вы гарантируете, что их души не попадут в ад. Что может быть более самоотверженным и благородным?
Теперь представьте, что вы избитый крестьянин. Вы также видите неравенство, но хотите верить, что мир - это справедливое место, и вы верите, что Бог организовал мир в соответствии со своим совершенным замыслом. Вы можете только понять, что Бог избрал вас для этой роли. Поскольку вы благочестивы, вы не злитесь на свою судьбу - вы чувствуете себя благословенным, что у вас есть возможность служить в Его плану. Это чувство делает вас еще более добродетельным.
Что еще хуже, так это то, что обращение с крестьянами и крепостными, хотя и варварское, но даже было менее вопиющим, чем обращение с рабами из колоний в 17–19 веках.
Идеологии развиваются в ответ на давление естественного отбора так же, как и биологические организмы. Идеи, склонные к самоувековечению, будут распространяться по всему обществу, даже если ни один конкретный человек или группа не пытается их распространить. Понятие о том, что тяжелая работа добродетельная, является одной из этих идей. В средние века было удобно верить, что тяжелый труд сам по себе является добродетелью как для аристократии, так и для крестьянства.
Конец монархий и подъем тяжелой работы
Поскольку демократические и социалистические настроения расцвели по всему миру в двадцатом веке, представление о том, что некоторые люди были избраны Богом для руководства, осталось позади, но не этика тяжелой работы. Вместо этого магнаты индустриальной эпохи, такие как Рокфеллер, распространили этику тяжелой работы на всех: все люди должны усердно работать, от самых богатых до самых бедных.
Богатых и сильных хвалили за их праздность. Теперь их хвалят за их 80-часовые рабочие недели.
Конечно, большинство наследных богатых никогда не начинают так усердно работать. Но теперь вместо того, чтобы публично есть виноград и хвалить свою собственную праздность, они вкладывают много энергии в то, чтобы создать иллюзию усердной работой.
За последние пятьдесят лет этот принцип просочился во все остальное общество, что привело к принципам управления, таким как «Если у вас есть время наклониться, у вас есть время на уборку», а так же «правило занятых рук». Так же благодаря этой парадигме появились компьютерные док-станции для мыши, которые создают впечатление, что ваша мышь движется, когда это не так.
Но по мере индустриализации мира объем реальной работы, которая нуждается в выполнении людьми физически, резко сократился. Экономисты в 1890-х годах регулярно предсказывали то, что они назвали «конецом работы»: время, когда технологии и ресурсы распространятся так широко, что никому не нужно будет работать более четырех часов в неделю, чтобы удовлетворить свои потребности в выживании. Философы готовились к утопии, которая так и не пришла.
Самая интересная часть этой истории заключается в том, что экономисты не ошибались. Объем реальной необходимой работы продолжал снижаться.
Но по мере исчезновения рабочих мест, многие становились безработными, а доходы таких людей резко падали. Богатство становилось все более сосредоточенным в руках промышленных магнатов. Стало ясно, что если бы богатство было каким-то образом перераспределено, его было бы достаточно для всех.
Рабочие тоже это знали. Они начали организовываться, требуя лучших условий труда, сокращения рабочего времени и большей части от прибыли в качестве зарплаты. Многие рабочие все еще были эмоционально привязаны к идее тяжелой работы как добродетели, но радикальные протестующие стремились сделать четырехчасовую рабочую неделю реальностью.
Но, конечно, богатые магнаты этого не хотели. Они хотели продолжать увеличивать свою прибыль и пришлось придумывать новые её источники. Они изобрели маркетинг.
Реклама существовала на протяжении всей истории человечества. Но до недавнего времени она была по большей части информационной. Богачи сосредоточились на особенностях продукта, на том, что вы можете от него ожидать, а так же, что он изменит вашу жизнь.
Информационная реклама не создает желания, не вызывает эмоций. Если вы больны и вам может лекарство кинсейтан, эта реклама побудит вас купить его, но если вы не больны, эта реклама ничего для вас не значит. Вообще говоря, реклама создавалась только для людей, которые уже хотели купить что-то конкретное.
А в индустриальную эпоху предприниматели придумали идею стимулирования желания у клиентов. В старых рекламных объявлениях одежды может быть написано "100% хлопок, ручная стирка, отличная прочная рубашка". В новых объявлениях просто размещали иллюстрацию улыбающейся красивой женщины с текстом, подчеркивающим, каким образом одежда сделает вас счастливыми.
В течение следующих ста лет текстовая и информационная часть рекламы стала меньше, а визуальная часть больше.
Современная реклама потребительских товаров часто даже не содержит текста. Все, что есть на ней, это фотография красивого человека и торговая марка, предназначенная только для стимулирования вашей неуверенности (по мнению психологов).
Худшие из них даже не продают конкретные продукты. Они исключают продажу определенного продукта и делают так, чтобы вы чувствовали себя неполноценными.
Рабочие перестали агитировать, чтобы им уменьшили количество и длину смен. Теперь, помимо ощущения, что они должны работать, потому что это этический императив, они чувствуют, что им нужно получать больше денег, чтобы купить вещи, которые они даже не думали желать поколение назад.
Какой была жизнь до «тяжелой Работы»?
Если есть работа, которую нужно сделать, безусловно, нужно хорошо сделать эту работу. Но усердная работа на практике полезна только в том случае, если предстоит тяжелый труд.
До освящения тяжелого труда отношение людей к этому было иным. Древние народы не бросали друг друга за то, что они ленивы. Им не было стыдно лежать весь день, если у них было полно еды, а их жилища были в безопасности.
Даже в развитых империях, таких как Римская, досуг был желательной добродетелью. Свободное время можно использовать, чтобы научиться читать и писать. Люди с большим количеством свободного времени изучали философию и искусство. Римским гражданам рабочего класса было стыдно за то, как много они работали. Больше работы означало меньше времени для неторопливого наслаждения искусством и наукой. Римские аристократы смотрели свысока на граждан рабочего класса. "О, посмотри на них, работают, какая жалость."
Мне кажется, что это гораздо более здоровое отношение к работе. Труд это добродетель, если есть работа, которую нужно сделать, но делать ненужную работу - это порок. Ненужная работа сокращает ценный досуг, который мы можем использовать для реализации наших интересов, общению с близкими и обучения, все это жизненно важно для отдельных людей и для общества в целом.
В заключение
Мы, наше общество, постоянно делаем бессмысленную работу.
Застройщики строят дома площадью 500 квадратных метров и роскошные многоквартирные дома с гранитными столешницами, хотя они могут построить в три раза больше доступных домов, используя линолеум и виниловую отделку. Застройщики больше не строят доступное жилье (*информация актуальна для США). Единственное жилье, которое можно найти, находится далеко за пределами доступного для обычных людей ценового диапазона.
То же самое с автомобилями. У нас есть технология производства автомобилей за 5000 $, но автопроизводители этого не делают. Они предпочитают производить автомобили с кожаными сиденьями, умными консолями и механизмами самоуправления и продавать их дороже, чем производить автомобили, которые могут себе позволить бедные люди. Богатые засыпают в своих беспилотных Tesla, в то время как остальные не могут позволить себе нормальные тормозные колодки.
На данный момент многие люди поворачивают налево, с политической и экономической точек зрения.
Советский Союз страдал от того же прославления тяжелой работы, что и любая другая европейская нация на протяжении сотен лет. То же самое и с Китаем сегодня, насколько мне известно. Нет, я не думаю, что проблема политическая или экономическая.
Эта проблема культурная. На фундаментальном уровне мы считаем работу ценной саму по себе. Американцы смотрят свысока на скандинавов за то, что они так усердно работают на своей работе, несмотря на то, что скандинавы богаче, здоровее и счастливее. Каждый раз, когда страны Средиземноморья берут свои месячные летние каникулы, мы насмехаемся, несмотря на то, что глубоко внутри мы действительно, очень хотим месячного средиземноморского отдыха.
Но мы можем это создать. У нас могут быть десятичасовые рабочие недели, средиземноморские каникулы и лучшие условия для всех. Но первый шаг для нас - забыть идею о том, что тяжелая работа - это добродетель.
Sam Holstein написал, я перевёл.