Из огня да в digital: карьерный путь из МЧС в управление проектами
Это небольшое интервью с моим бывшим коллегой. Его зовут Егор Петров и у него удивительный карьерный путь, о котором мне давно хотелось рассказать. Егор начал в МЧС, а сегодня ведет трансформационные проекты в М.Видео. Его опыт будет полезен всем, кто застрял под стеклянным потолком и пытается найти следующую ступеньку в своей карьере.
Егор, расскажи о себе. Откуда ты, что закончил, где сейчас работаешь?
Я из Москвы. По первому образованию инженер пожарной безопасности, потом был стратегический менеджмент в РЭУ и аспирантура.
Сейчас работаю менеджером проектов в М.Видео-Эльдорадо. Веду проекты по трансформации IT-систем после слияния компаний, развиваю HR digital-экосистему.
Сейчас веду четыре проекта по трансформации:
- Интеграция обучающих платформ для двух брендов
- Разработка мультибрендового Hr портала
- Создание цифровой экосистемы для сотрудников (сумма сервисов и процессов, значительно облегчающие взаимодействие человек-компания)
- Повышение операционной эффективности розницы и промо-персонала
А где и как ты начал свой карьерный путь?
Начинал начальником дежурного караула пожарной части. Дежурный караула заступает на дежурство каждые сутки и готов выезжать на любые пожары и ЧС в районе, который закреплён за пожарной частью, а также в соседние по необходимости. Обычно в карауле 10-15 человек. Это было самое интересное и динамичное время, потому что не бывает одинаковых пожаров, ДТП и аварий. Каждый раз ты должен включать голову и думать: как правильно распределить людей, какое оборудование будет оптимально, где кратчайший путь спасения и тушения и многое друге. Несмотря на жесткую дисциплину в этой среде обычно самые сильные отношения и на уровне подразделений - самые сплоченные команды. А вот бизнесе я такого не видел.
При этом, в любой деятельности есть своя операционка и, как правило, ее надо постоянно оптимизировать, улучшать, адаптировать под стратегию и изменения внешней среды. В пожарной охране были возможности и желание уделять этому время. Так мы сделали динамичную систему KPI и наметили драфт сбалансированной системы показателей для гарнизона. В это время я вырос до уровня командира пожарной части, а потом ушёл в штаб. Но, как в любой сильно зарегламентированной структуре, изменения шли медленно, либо решительно отвергались.
Сказался ли как-то твой опыт в МЧС?
Опыт ликвидации пожаров и ЧС, как ни странно, пригодился в проектах. Оперативное мышление, принятие решений, командная работа. Возникало много параллелей с этим.
В интерпрайзе, как и в пожарке, если ты менеджер (считай офицер), то тебе очень важно отлично понимать и знать свою команду. Чтобы не говорили, но задача менеджера - по максимуму задействовать потенциал своей команды. Выявить сильные и слабые стороны своей команды, мотивировать людей, найти точки усиления мотивации и роста людей. Хорошего менеджера не видно, он создаёт платформу и экосистему развития.
Почему ушел из пожарной части? Как попал в проектный менеджмент?
Мне хотелось иметь более широкое пространство для самореализации как менеджера и исследователя. Сначала ушёл в продажи, а потом в проектный менеджмент в маркетинговое агентство Changellenge . Я проработал там 2 года. Реализовывал, а потом лидировал проекты по продвижению бренда работодателя (Graduate Marketing & Recruitment). Делал конференции, программы стажировок, креативные концепции, внутренние порталы под различные HR-активности.
Этот опыт очен полезен сейчас при более масштабных проектах по трансформации и при создании digital-экосистемы. При создании любой цифровой системы нужно понимать Customer Journey, даже в достаточно «прагматичных» системах типа ERP важно учитывать контекст и карту эмпатии конечных пользователей. В отрасли много кейсов, когда многомиллионные системы не работают на всю мощность из-за того, что этот параметр не учли.
Что посоветуешь людям из пожарки? Как себя реализовывать, пробивать стеклянный потолок? Может какие-то лайфхаки?
Если вы замкнулись в узкой специализации (не только пожарка, но и, например инженер какой-то специфичной системы) самое важное - это вовремя и широко посмотреть по сторонам, устроить мощный нетворкинг с представителями интересующих направлений. Очень поможет самообразование и получение доп. специальности в ТОП-20 вузах. В моем случае именно РЭУ был точкой отсчета для смены карьерного пути. Надо быть готовым, что вы, как правило, будете работать с младшими, но более энергичными коллегами. Тут важно избавиться от предрассудков и в свои 30 ощущать себя на 20.
Мне очень помогли три лайфхака в смене карьерного пути:
1) Исследовать и экспериментировать
- Получать информацию у экспертов (владельцев бизнеса, сотрудников, HR)
- Изучать отраслевые источники
- Развивать сеть знакомств
- Экспериментировать (подаваться на программы, практики, стажировки, курсы, конференции, участвовать в чемпионатах и т.д.)
- Найти ментора/менторов
2) Быть антихрупким:
- Выработать набор навыков и компетенций на основе своих сильных сторон и желаемой отрасли
- Быть готовым к изменениям и быть открытым новому
- Подумать, какая смежная специальность может быть вам интересна и постараться её освоить/изучить
- Подумать, какая смежная специальность может быть вам интересна и постараться её освоить/изучить
3) Соблюдать принципы:
- Быть эффективным
- Заниматься постоянным самообразованием
- Не бояться провалов
- Делать выводы
- Ставить на кон свою шкуру (с умом)
- Не отчаиваться
Кстати, Егор вместе с коллегами запустил свой авторский проект - это однодневный курс первой помощи и пожарной безопасности. Настоящая action-школа, где научат правильно реагировать на экстремальные ситуации и быстро принимать решения.
Подробнее про курс - ниже по ссылке.
Автор статьи - менеджер по развитию бренда работодателя «Райффайзенбанка» и автор Telegram-канала HR Jedi Максим Политов.