Менеджеры по продукту, маркетингу и росту: какие специалисты востребованы в американских IT-компаниях?
Автор Telegram-канала Grow Horse Денис Мартынцев и центр по подбору IT-специалистов SymbioWay провели исследование продуктово-маркетинговых вакансий, опубликованных на LinkedIn.
Исследование было задумано с целью изучить структуру спроса на профильных специалистов в США и на ее основе попытаться спрогнозировать картину ближайшего будущего для России.
Методология
Данные были собраны с сайта LinkedIn.com автоматически�� способом (не будем говорить, что парсером). Рассматривались вакансии по трем запросам: Product Manager, Marketing Manager, Growth Manager.
Регион исследования: США.
Фильтры по отраслям:
- Программное обеспечение;
- Интернет-компании;
- Интернет-медиа;
- Информационные технологии и услуги.
Рассматриваемые параметры: размер компании, требуемый должностной уровень, количество кандидатов на одну вакансию.
Результаты
Общее количество вакансий, подходящих по запросам, по состоянию на начало октября:
- Product Manager – 723
- Marketing Manager – 806
- Growth Manager – 96
Менеджеры по продукту в США практически так же востребованы, как и менеджеры по маркетингу. Большинство IT- или интернет-компаний имеют в штате и тех, и других.
Менеджеры роста не распространены широко. Среди работодателей, в основном, небольшие стартапы, но встречаются и вакансии от известных компаний: Facebook, Airbnb, Pinterest, Lyft, Twitch, Headspace, WeWork.
Менеджеры по продукту более востребованы в крупных компаниях, чем маркетеры.
Вероятно, это связано с тем, что IT-гиганты продолжают наращивать штат продуктовых специалистов более интенсивно. А поскольку специальность относительно новая и требования кандидатам достаточно высокие, сказывается нехватка квалифицированных кадров.
Доля вакансий для начинающих специалистов по продакт-менеджменту и менеджменту роста ожидаемо выше, чем по управлению маркетингом.
Кроме того, значительно большее количество вакансий не имеют четкого указания на требуемый уровень кандидата. Это подчеркивает менее формализованный процесс набора сотрудников и высокую степень неопределенности работодателей.
Для Growth Manager доля вакансий без указания уровня вовсе достигает 42%. Это очень высокий показатель.
Распределение по количеству кандидатов для менеджеров по продукту и менеджеров по маркетингу практически одинаковое.
Преобладают вакансии, привлекающие внимание от 1 до 50 кандидатов. Достаточно большой процент популярных вакансий, где на одно рабочее место приходится более 50 претендентов. Как правило, это вакансии в крупных и известных компаниях, вроде Facebook, Uber, Netflix.
По менеджерам роста картина выглядит принципиально иначе. Большая часть вакансий не имеет ни одного отклика от кандидатов. Специалистов со знаниями и опытом целенаправленной работы над ростом бизнеса явно не хватает даже в США.
Выводы
Менеджер по интернет-маркетингу – профессия сформированная. Востребованность digital-маркетологов на российском рынке труда не подлежит сомнению.
В то же время, профессия менеджера по продукту появилась в России совсем недавно и формируется прямо на наших глазах.
Спрос на менеджеров по продукту в России активно растет. Это очень актуальная и востребованная профессия ближайшего будущего. Я говорю «будущего», потому что многие компании, как показывают наши наблюдения, понимая свои проблемы, еще не знают о том, что бывают специалисты по продукту и что именно такие люди им сейчас нужны.
В основном, продакт-менеджеры востребованы у компаний, владеющих онлайн-сервисами и мобильными продуктами. При этом хороших специалистов очень мало: на 20 человек, называющих себя менеджерами по продукту, только один действительно им является.
Можно ожидать, что количество вакансий менеджеров по продукту в России будет интенсивно расти и в ближайшие год-два примерно сравняется с количеством вакансий интернет-маркетологов.
Что касается менеджеров роста, то на российском рынке труда это скорее экзотика, чем реальная вакансия. Понятия Growth Hacking и Growth Team знакомы совсем немногим руководителям и эти направления только начинают развиваться.
Наша компания еще не получала заказов на подбор менеджеров роста. На них спрос в России еще не появился, хотя потребность у многих очевидна, просто почти никто не знает, что такая профессия тоже существует. Нужно, чтобы потребность переросла в спрос. Тогда спрос родит предложение, и такие специалисты начнут появляться.
Наиболее передовые и быстрорастущие российские компании уже внедряют системные подходы к управлению ростом. Вместе с этим специальность менеджера роста становится все более понятной для рынка.
Можно сказать, что рождение активного спроса на специалистов по росту в России происходит прямо сейчас.