«Пять пороков команды». Разбираемся, что мешает командам развиваться
В одной из предыдущих статей мы обсуждали типологию команд, а также то, с чего начать, если вы хотите построить супер-команду. Спойлер: речь шла о командной Хартии.
Сегодня мы обсудим не менее важную теорию, предложенную Патриком Ленсиони в книге «Пять пороков команды» и расскажем, как её применить на практике, чтобы увидеть те самые «грабли» команды и наконец-то перестать получать шишки на лбу.
Книгу «Пять пороков команды» Патрика Ленсиони можно смело назвать Библией руководителя. Мы, кстати, уже разбирали одну из его книг — «Смерть от совещаний» раннее.
Патрик Ленсиони утверждает (и с ним сложно поспорить!), что базовым пороком в команде является взаимное недоверие. От этого команда становится уязвимой. Как это проявляется? Коллеги не извиняются друг перед другом, ошибки не признаются, каждый считает себя единственно компетентным в этом коллективе.
Второй порок — это уход от конфликтов или фальшивое согласие. Проблемы не принято обсуждать открыто, на совещаниях скучно, решения принимаются формально — лишь бы скорее отстреляться.
Третий порок — необязательность, а от этого в команде появляется неопределенность. В таком случае сроки и обещания не соблюдаются, нет взаимного контроля и критики (здоровой критики).
Четвертый порок — нетребовательность, которая влечет за собой низкие стандарты.
И тогда случается пятый порок — безразличие к общему результату, в команде процветает карьеризм и эгоизм.
Каждый порок является следствием предыдущего, они наслаиваются друг на друга и получается «слоеный пирог».
А вот как выглядит здоровая команда. Все члены команды доверяют друг другу, могут положиться на коллег, ошибки воспринимаются не болезненно, скорее как опыт.
От этого всем легко обсуждать проблемы и идеи, совещания продуктивны. Обратная связь дается и принимается правильно. В команде развивается инициативность и креативность.
И тогда каждый член команды заинтересован в принимаемых решениях, разделяет их. Как бы подписывается под коллективными решениями и событиями.
Это означает, что каждый член команды берет на себя ответственность за выполнение или невыполнение решений и задач. Сроки не срываются, команда идет в графике.
В таком случае, все нацелены на достижение общего результата. Успехам коллег радуются как своим собственным (а точнее — общим).
Как работать с пирамидой Ленсиони на совещаниях и командных сессиях?
Вариант 1: Руководитель рассказывает теорию «5 пороков команды», подробно обсуждая с командой каждую ступень пирамиды и проявление пороков у них в коллективе.
Вариант 2: Руководитель рассказывает теорию, после чего индивидуально или в малых группах, члены команды подробно расписывают как обстоят дела в команде на каждом этапе.
Вариант 3: Для этой техники в офлайне понадобятся маркеры и листы бумаги, заготовленный шаблон пирамиды на флипчарте или фасилитационном полотне, а в онлайне — шаблон для заполнения в MIRO.
Руководитель рассказывает теорию, после раздает листы и маркеры каждому члену команды и приглашает анонимно написать тезисы о команде на следующие темы:
доверие
конфликты/обсуждение идей
принятие решений в команде
- ответственность, сроки
- общий результат
Важно помнить, что 1 лист = 1 тезис.
После того, как отведенное время на индивидуальную работу закончилось, лист собираются и формируются в группы в соответствующие этапы из пирамиды (на заранее заготовленный шаблон).
Далее вместе с командой обсуждается получившаяся картина и случается конструктивный диалог, формируется то самое базовое доверие.
А какие пороки команд вы бы ещё выделили? Поделитесь своим опытом!
Познакомиться с другими техниками и играми для командной работы можно здесь: «Сборником игр и техник для совещаний и командных сессий».
Ещё больше полезной информации о команде и её развитии вы можете узнать на нашем курсе, который стартует в ноябре. Успейте записаться!
Если на курс не созрели, но читать нас нравится, приглашаем в телеграм-канал.