Женщин невыгодно нанимать из-за риска декрета? Развенчиваем миф

Женщин невыгодно нанимать из-за риска декрета? Развенчиваем миф

С каждым годом и в России, и в мире становится всё больше успешных девушек-карьеристок. Если раньше термин «яппи» обязательно означал молодого мужчину из топ-корпорации, теперь можно с лёгкостью употреблять его по отношению к девушкам. Показательная цифра: из 1400 подписчиков Your Career и Your Job, прошедших наш опрос, почти 550 – девушки (то есть почти 40 процентов).

Тем не менее, в русскоязычном интернете регулярно появляются посты о том, как те или иные работодатели опасаются брать на работу женщин из-за рисков ухода в декрет. Вот пример. Автор поста пишет следующее:

«Допустим, меня наняли построить отдел маркетинга, у нас план на год, пять и десять. Нужно найти маркетолога, его учить полгода, год сопровождать. Берём мы толковую барышню, через год она заявляет, что беременна, и сваливает в декрет. Даже если после родов быстро вернётся, есть вероятность, что ребёнок начнёт болеть, а мать, физически находясь на работе, будет думать только о нём. Ухудшатся ли показатели при таком раскладе? На 99% уверен, что да».

Пост набрал больше 30 тысяч просмотров и сотни одобрительных комментариев. Несмотря на то, что вся наша редакция состоит из мужчин, у нас, как говорится, бомбануло.

1. Мы не видели нигде точной статистики о том, как часто в среднем женщины на высоких должностях (тех, которые сложно заменить) уходят в декрет, но по опыту это происходит не так уж и часто. Многие женщины-карьеристки вообще не рожают детей, другие рожают, но выходят из декрета достаточно быстро. Также напоминаем, что во время декрета женщине платит НЕ работодатель, а государство (из фонда социального страхования), так что единственный ущерб для работодателя – это потенциальные проблемы из-за невозможности заместить должность.

2. В любой эффективной корпорации HR-политика налажена так, что при уходе любого сотрудника на его должность быстро находят либо человека из компании, либо внешнего кандидата. То же самое и при декрете. Сложности могут возникнуть только с топовыми должностями уровня С-Suite, но их достигают обычно люди минимум за 35-40 лет, и вероятность декрета в этом возрасте уже достаточно маленькая. Впрочем, хороший руководитель сделает так, чтобы его подчинённые смогли его заместить на несколько месяцев, и подключаться удалённо.

3. Небольшой риск убытков для работодателя в случае декрета сотрудницы всё же есть. Но вот что есть с другой стороны:

3.1. мужчины по статистике чаще уходят к конкурентам в поисках более высокой зарплаты и амбициозной позиции и т.д. Можно долго рассуждать, связано ли это с разницей в гендерной психологии или с большим социальным давлением на мужчин по сравнению с женщинами (в плане необходимости достижения финансового и социального успеха для социального одобрения), но факт остаётся фактом

3.2. мужчины по статистике получают более высокую зарплату по сравнению с женщинами на таких же должностях (феномен gender pay gap). Даже в самых передовых компаниях – вот неплохой материал от Bloomberg на тему. Разрыв по зарплате легко может достигать 10-30 процентов, а то и больше.

Причин у этого факта много: от сексизма со стороны работодателя до позиции общества, которое в меньшей степени «пушит» женщин завышать свои зарплатные ожидания по сравнению с мужчинами. С проблемой gender gap борются и пытаются выровнять этот разрыв, но пока он, безусловно, существует. И несмотря на то, что мы не одобряем такую дискриминацию, сумма этого разрыва однозначно «окупает» возможные расходы в случае ухода женщины в декрет. Так что единственный рациональный аргумент против найма женщин оказывается не соответствующим действительности.

4. Комментарий про то, что «если женщина выйдет из декрета, но ребёнок будет болеть, она будет думать только о нём и не сможет работать» даже комментировать не будем – как будто мужчина в такой ситуации не будет переживать и как будто женщины хуже мужчин абстрагируются от личного на работе. По нашему опыту, женщины-карьеристки, наоборот, зачастую намного лучше управляют своими эмоциями, особенно успешные карьеристки, которым пришлось неоднократно сталкиваться с сексизмом и закалять свой характер, карабкаясь по карьерной лестнице в обществе, считающем женщин глупее мужчин.

В общем, с таким же успехом можно не брать на работу молодых людей, потому что они по статистике тяжелее переживают расставания с партнёрами, чаще совершают самоубийства, болеют раком, получают инфаркты, разбиваются в автокатастрофах и так далее – список можно долго продолжать.

Надеемся, со временем все работодатели всё это поймут и дискриминации станет меньше. А пока, согласно отчёту PricewaterhouseCoopers, мировая экономика ежегодно теряет 5 триллионов долларов из-за недостаточной представленности женщин на рынке труда.

Команда телеграм-каналов Your Career, Your Job и Your HR

20
42 комментария