Вредные советы для стажёра
Как себя вести, чтобы никогда не попасть в штат.
Часто бывает, что долгое и продуктивное сотрудничество начинается со стажёрской работы. И именно на этом этапе можно провалиться так глубоко, что эйчар пометит вас в специальном списке «Никогда, ни за что, нет». Мы собрали топ вредных советов, которые обязательно закроют вам дверь в штат любой компании.
Беритесь за работу, с которой никогда не сталкивались
Да, конечно, я умею верстать презентации, а ещё писать продающие тексты, рисовать иллюстрации и вообще могу в дизайн. Что, вам нужно сделать монтаж видео? Конечно, сейчас на ютубе 15 минут посмотрю туториалы и научусь. Зачем платить за курс монтажа, если можно научиться бесплатно на готовом кейсе!
Итог: вы открываете ютуб, смотрите 5 видео о монтаже, скачиваете кучу программ, у вас виснет комп и вообще сегодня хорошая погода – сделаю завтра. Завтра навык монтажа не появляется, вы смотрите ещё 5 видео на ютубе, а руководитель уже спрашивает когда будет готово. Ужас, страх, паника – вы пишите всем своим друзьям с просьбами о помощи и за сто шоколадок монтируете посреди ночи в гостях у подруги перед сдачей проекта.
Поверьте, дорога к сердцу команды лежит через ваши компетенции. Не нужно притворяться тем, кем вы не являетесь или хотите стать. Стажёрство – это отличный способ обкатать свои имеющиеся (что важно) навыки на практике и дать возможность понять потенциальному руководителю, что на вас, в первую очередь, можно положиться. У штатного сотрудника есть текучие задачи, ставка и прочие сдерживающие факторы, которые позволяют ему размазывать свой рабочий потенциал на весь месяц. А у стажёра есть уникальный шанс проявить себя на короткой дистанции. Решив конкретную узконаправленную задачу.
Не спрашивайте про дедлайн
Мой руководитель самый лучший! Он очень собранный, ответственный и всегда знает чего хочет. Если он не пишет т.з. или не говорит мне про дедлайн, значит эту задачу можно сделать когда-угодно или он надеется, что я сделаю её прямо сейчас. Не буду у него ничего уточнять. Ведь я ответственный стажёр и у меня всегда есть шестое чувство с телепатическими способностями.
Итог: вы получили задачу в конце рабочего дня в пятницу и тихо надеялись, что она подождёт до вечера понедельника. Вы постеснялись спросить о сроках и в конце оказались виноватым, ведь не смогли догадаться, что она срочная. Естественно, что в этой ситуации точно не прав руководитель. Он привык к общению со штатными сотрудниками и всегда знает, что может подловить любого коллегу на кофе и спросить о результате. Навыком сотрудничества со стажёром не обладают по умолчанию и это ответственность обеих сторон.
Мы не живём в мире, где руководитель всегда хороший, а стажёр плохой и наоборот. В рабочей коммуникации каждый может что-то упустить и в нужный момент не внести важные уточнения. Придерживайтесь принципа заботы о себе и всегда уточняйте дедлайны. Это может обезопасить задачу от провала, а вас в глазах руководителя сделать очень ответственным потенциальным членом команды.
Ждите, что вам по умолчанию заплатят
Конечно, я что, просто так стажируюсь? Я в рабочие часы это делаю, своё время трачу. Все мы взрослые люди и должны понимать, что любая работа должна быть оплачена. Где мои деньги?
Итог: вы получаете объёмную задачу, которая сдвинула ваш рабочий график, заставила трудиться в выходной и вообще вышла за рамки вашей компетенции, из-за чего пришлось уделить много времени на изучение дополнительных навыков. Кошмар! Потраченные дни вам никто не вернёт, деньги не заплатит, а «социальное одобрение» на хлеб не намажешь.
Часто стажёрская работа выполняется на безвозмездной основе, но это не значит, что нельзя вводить дополнительные условия и договариваться о вознаграждении. Да, это большой моральный шаг, но все участники процесса понимают, что он в любом случае когда-то наступит.
После продолжительного времени работы на стажёрской основе обязательно стоит спросить об открытых вакансиях и попроситься в штат. Поверьте, у вас уже будет весомое преимущество перед остальными кандидатами на эту должность. Вы наработали себе кучу бонусов и хороший иммунитет!
Сливайтесь и отмалчивайтесь
Всем известно, что инициатива делает с инициатором, верно? Вот и я помолчу.
Итог: в лучшем случае – вас не запомнили. В худшем – вы отмолчались после принятия задачки и всё провалили. Долго делали вид, что сообщение потерялось, не читалось и в конце вовсе удалили чат. Телеграмм стал идеальным инструментом для молчунов, которые всегда могут удалить сообщение не только у себя и исправить всё задним числом. Опасная игра на выживание!
У менеджера много задач и он не успевает всем вокруг раздавать пинки-поминалки. Если на каком-то этапе работы вы понимаете, что вывозить уже нет сил, то терпеть с этим откровением до дедлайна нет смысла. Это почти негуманно! Если вы сможете деликатно слиться в середине пути, то у руководства будет время найти вам замену, но если это будет в конце, то полностью проваленная задача будет на вашей репутации.
Не оценивайте объём работы заранее, по дороге разберётесь
Конечно, главное – успеть согласиться! Иначе, эту вкусную задачку кто-нибудь другой уведёт и будет молодец вместо меня.
Итог: вы набрали целый мешок задач, который вам тяжело даже вынести из офиса. Коллеги с радостью отдали вам все свои мелкие дела и вы теперь работаете даже на выходных, потому что в будние дни ничего не успели. Иногда и одна задача по-итогу оказывается большой, но это становится ясно лишь в середине пути после «Да».
Стажёр – очень удобная рабочая сила, ресурсами которой часто, к сожалению, умеют пользоваться коллеги-манипуляторы. Стажёр стремится проявить все свои лучшие качества и иногда путает их с безотказностью, что влечёт за собой последствия: потеря времени, потеря интереса и даже выгорание. Будьте осторожны и берегите себя!
Не извиняйтесь
Конечно, а за что? Мы ведь всё решили. Я смог оправдаться и коллеги меня поняли, всё хорошо.
Итог: вы столкнулись со своим первым провалом и нашли сто доказательных причин, которые смогли вас обелить перед руководителем. Вы – молодец.
Рабочая коммуникация имеет очень формальный характер. Во всех смыслах. Все то ли в шутку, то ли серьёзно называют друг друга «коллегами» и стараются говорить обходительно. Но часто обычное человеческое извинение и признание своих ошибок лечит зудящие ранки внутри, которые остаются в душе уже не вашего «коллеги», а Ани, Саши или Карины из соседнего отдела, с которыми вам приятно пить кофе в перерыве. Цените бережную коммуникацию на работе, в нужный момент она вам пригодится.
Расскажите о своей боли стажёрской работы? И подписывайтесь на наш канал с работой для джунов, если стажировки вам уже надоели.