«Зачем мне ваш аутстафф? Я завтра найму программистов в штат»
Так нам говорил наш клиент несколько лет назад. Сейчас он аутстаффит у нас две проектные команды. Подробно в материале про траекторию развития данной модели в новых реалиях, зачем нам inhouse, когда выгодно работать в формате аутстаффа, про роль компании и мотивацию ИТ-специалиста.
Немного аналитики
Перед подготовкой этого материала, мы первым делом пошли собирать информацию во внешних источниках.
На международном рынке ситуация следующая. Согласно данным финансово-экономического журнала Forbes: ИТ НЕ входит в топ-3, где будут востребованы внешние сотрудники. В рейтинг входит управление бизнес-процессами (BPO), маркетинг и финансы.
Но если рассматривать ИТ, как отдельную вертикаль, то топ-3 ИТ-направлений, где будут востребованы внешние сотрудники, по данным цифрового журнала и веб-сайта для ИТ-специалистов в Объединенном Королевстве Computer Weekly, открывает кибербезопасность. К слову, в России всего несколько компаний, которые аутстаффят ИБ, так как существует множество сложно проходимых регуляций. В топ международных тенденций аутстаффинга также входит Digital engineering (IoT), управление бизнес-процессами и консалтинга.
Если рассматривать общий тренд аутстаффинга по России и востребованности специалистов не только в ИТ, а во всех индустриях, то мы видим явный рост. hh. ru посчитали, что число вакансий в отраслях, где фигурирует аутстаффинг или аутсорсинг персонала, по итогам 2022-го на 10% превысило показатель 2021-го. При этом количество таких объявлений в IV квартале прошлого года было на 14% больше, чем в первом.
Но, например, firecode совместно с Ruward провели исследование, в котором видно, что 2022 год был не такой удачный, как мы все ожидали. Порядка 30% компаний заметили значительный спад заказов в 2022 году, а порядка 40% утверждают, что ставки на специалистов были скорректированы в меньшую сторону.
При этом 2023 год показывает, что тренд аутстаффа растет. Это происходит по нескольким причинам, и одна из них это импортозамещающие задачи. Крупные игроки рынка хотят усилить свои команды, бизнес начинает оттаивать и запускать новые исследования, новые продукты, и мы наблюдаем плавный рост. Про аутстафф все больше и больше говорят: появляются рейтинги, номинации в премиях, чаты. 26 мая на одной из ведущих ИТ-конференций — РИФ, данной теме была посвящены целая секция, на которой выступил CEO BSL, Сергей Костин.
Когда выгодно работать в формате аутстаффа. Опыт BSL
В BSL мы придерживаемся следующего подхода:
“Мы переводим ключевую экспертизу внутрь заказчика и не претендуем на вечную дружбу с ним”
Мы считаем очень важным моментом, чтобы заказчик чувствовал себя комфортно, не зависел от своего разработчика, интегратора либо вендора если предоставляется собственный продукт.
Этот подход повышает LTV сотрудничества с нашими клиентами. Делимся одним из форматов нашего сотрудничества:
- клиент приходит за разработкой продукта
- этап формирования MVP
- go-to-market (GTM)
- transition — перенос экспертизы заказчику. Core экспертиза у заказчика = заказчик в комфорте
- масштабирование через аутстафф
Если клиент хочет создать продукт, он также снимает команду и мы проходим этот путь снова. При этом ИТ-специалисты предоставляются уже с доменной экспертизой.
Основная задача бизнеса — масштабировать существующую экспертизу и развивать свои продукты.
Но у большого крупного стратега, как правило, есть некие ограничения. Ниже перечислены основные 3, но на самом деле их намного больше:
сложность в расширении штатных должностей / мест
- сложность в подборе подходящих людей. HR перегружен, так как на отдел рушатся все заявки со всех департаментов
- дорого. Тратится время тимлидов, HR и т. д.
В данном случае очень важно думать о балансе агентства-подрядчика между клиентом и сотрудниками на аутстаффе.
Агентство должно предоставлять более качественный сервис, чем это было, например, в 2020-ом году. Мы рекомендуем использовать 3 основных подхода — механизм ассессмента (регулярная оценка своих сотрудников) , PDP, personal development plan (персональный план развития, как дополнительный фактор мотивации) и Performance Review (контроль PDP) .
Механизм ассессмента
В результате оценки специалиста мы получаем следующие артефакты:
- матрица оценки компетенций
- расширенная справка по кандидату. TeamLead или специалист, который проводил интервью, описывает сильные / слабые стороны и в какой доменной экспертизе специалист силен.
Personal development plan
PDP составляется в две фазы:
- Когда сотрудник поступает к нам на работу, мы делаем драфт версию персонального плана развития, в которой указываем наши ожидания, которое мы хотим получить по финалу испытательного срока.
- Верстка полноценной версии плана, где учитываются основные критерии:
- технологии, которые специалист хотел бы попробовать. Важно, чтобы они коррелировались с бизнес-задачами компании
- стеки, на которых работает кандидат
Затем выставляются определенные сроки и PDP контролируется Performance Review.
Performance Review
Процесс проходит в несколько этапов:
- предварительный разговор с HR (выслать Self-Review, результаты работы, обязанности, ожидания)
- обзор результатов работы c Head of Department (технический ассессмент, one-on-one, PDP)
- оценка “180/360 градусов” (опрос по soft-скиллам на сотрудника руководителю и/или команде, self-review)
- подведение итогов с C-level (предоставление результатов, калибровка Grades, согласование дальнейшего сотрудничества, Salary Review)
Мотивация ИТ-специалиста идти в аутстафф
Исключая момент денег, они безусловно важны, основная мотивация инженера постоянно развиваться и создавать что-то новое:
- наращивание доменной экспертизы в определенных областях — возможность поработать в разных индустриях
- расширять кругозор проектного управления
- усиливать технические компетенции
Резюмируя. Аутстафф: Плюсы и минусы
Плюсы:
- возможность поработать на разных проектах и нарастить доменную экспертизу
- получить навыки управления проектами. Менеджмент в ИТ усиливается, появляются новые методологии, контроль качества, метрики.
Минусы:
- не всегда есть понимание куда идет специалист. Можно долгое время работать с подрядчиком, с ним все хорошо. Но запускается новый проект, новая команда, другой менеджмент. Это сложно предугадать и на это сложно как-то повлиять.
- невозможность полностью контролировать процесс разработки.
По версии Рейтинга Рунета, BSL вошла в топ-20 агентств, продающих аутстаффинг: https://bsl. dev/news/outstaffing-top-20/