7 лайфхаков: как построить крепкую команду, которая будет расти вместе с проектом
Только счастливый и увлеченный человек может производить крутой продукт. Мария Бородецкая, сооснователь и CEO лектория «Синхронизация», рассказывает о 7 лайфхаках, которые помогают команде проекта искренне любить понедельники.
За 4 года развития компании мы собрали команду, на которой держится бизнес. В процессе набили немало шишек — зато извлекли полезные уроки. О них и расскажу ниже.
1. Находите людей, которые заинтересованы в вашем продукте
Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому» пишет, что сперва нужно решить, с кем вы строите бизнес, и только потом — как вы его строите. Уже на собеседовании можно понять, «по пути» ли вам с кандидатом. Например, если кандидат на должность маркетолога говорит: «Мне всё равно, что продавать: хоть холодильники, хоть курсы для детей» — такой человек нам не подходит.
В «Синхронизации» мы читаем лекции по искусству, философии, архитектуре, генетике и другим дисциплинам. Поэтому мы выбираем людей, которые интересуются образованием и саморазвитием, когда человек верит в то, что он делает, мотивация появляется сама по себе. Мы шутим, что у всех за полгода работы в проекте меняются предпочтения в кино, досуге и девушках.
2. Узнайте на собеседовании, к чему человек стремится в работе и в жизни
И подумайте, как ваш проект может ему в этом помочь
У нас не раз были случаи, когда мы отговаривали подходящих специалистов от выхода к нам на работу, потому что видели, что стратегически для них это будет не самое верное решение. К нам часто приходят люди, которые хотят работать в музейной сфере, стать кураторами. Но мы не сможем им этого дать, и через полгода работы такие сотрудники, скорее всего, покинут проект.
Не менее важно выяснить, совпадают ли ценности кандидата с вашими. Научить можно всему, мы работаем не в детской хирургии. А вот изменить установки человека бывает очень сложно.
Например, амбициозных и ответственных людей не нужно лишний раз контролировать или к чему-то принуждать. У нас каждый член команды сам ставит себе планы на квартал, месяц и неделю. Проблемы с тем, что сотрудник придумал себе слишком «достижимые» цели скорее всего не будет: роль руководителя - уменьшить список дел и помочь расставить приоритеты.
3. Не бойтесь разрушать общепринятые нормы
Большинство компаний придерживаются строгой вертикальной иерархии и стандартного графика с девяти до шести — так удобнее следить за дисциплиной. Но не нужно следовать шаблону: подумайте, подходит ли он вам.
Не закрывайте дверь в кабинет. Пусть каждый член команды знает, что в любой момент может обсудить с вами, что его беспокоит. Важно слышать людей и во время считывать, какие настроения царят в коллективе.
Покажите, что у вас все добровольно и на равных. У нас руководители периодически заменяют администраторов и встречают гостей: это позволяет не терять связи со слушателями, понимать, как строится работа в других отделах, и уважать их труд.
Также любой может сходить на лекцию, дать обратную связь методисту и лектору и знает, что к нему прислушаются. При разработке контентной стратегии мы организуем шторминги, вовлекая всю команду: задача методистов — корректно модерировать такие встречи.
Попробуйте гибкий график. Сейчас так поступают многие, например, компания Dell к 2020 году планирует перевести в такой режим 50% сотрудников. У нас есть два правила: работа должна быть сделана и в офисе нужно быть хотя бы с 12.00 до 18.00, иначе коммуникация усложняется. Это удобно и жаворонкам, и совам: кто-то в офисе с 9, но уходит пораньше, а некоторые добираются через боль к 12.00, но вечером их не выгнать.
4. Развивайте сотрудников
Наша любимая поговорка: растёт проект — растёшь ты, растёшь ты — растёт проект.
Можно найти разные способы, даже если нет средств на дорогостоящие тренинги.
Позволяйте пробовать и ошибаться. Инициативы нужно приветствовать всегда, даже если вы подозреваете, что из этого ничего не выйдет. Если затея не несёт больших рисков, дайте сотруднику ее осуществить и самому прочувствовать, что так делать не стоило.
Растите сотрудников внутри проекта, а не привлекайте крутых специалистов с рынка. Если мы не знаем, как решить конкретную задачу, мы приглашаем внешних консультантов, которые нас научат. Они составляют план действий, а выполняет его команда. Если сотрудник знает, что может расти с проектом и со временем стать руководителем, его мотивация растёт. Такой подход хорош не для всех, но в «Синхронизации» он пока что отлично себя зарекомендовал.
Проводите образовательные встречи. У нас есть Smart Friday — это выступления на 30–40 минут, на которых сотрудники делятся тем, что они вынесли с конференций, тренингов и из книг. Так мы узнаём новое, проводим тимбилдинг и тренируем навыки публичных выступлений.
5. Обратной связи много не бывает
Если вы хотите вовремя понимать, что нужно делать по-другому.
Каждые 1,5–2 месяца мы проводим сессии обратной связи «один на один». На этих встречах мы обсуждаем, что нравится в совместной работе — а что можно сделать лучше, разбираем сложные моменты и делимся идеями. Встречи проводятся как между руководителями и подчинёнными, так и сотрудниками разных отделов, если они пересекаются по работе.
Мы часто недооцениваем положительную обратную связь и говорим хорошее только на дни рождения. Но она помогает понять, что у тебя действительно хорошо получается — а это иногда полезнее конструктивной критики. В конце года мы заполняем друг другу анкеты, в которых только два вопроса: что в человеке нравится и чему ты у него учишься. У руководителей есть третье поле «что мне стоит делать лучше». Вся команда возвращается к этим анкетам среди года и перечитывают то, что им писали в этом, прошлом и позапрошлом году.
6. Принимайте решения вместе и соблюдайте принцип предельной прозрачности
Принцип предельной прозрачности подробно описал Рэй Далио в книге «Принципы. Жизнь и работа». Правила просты: говорить о рабочих моментах «правду и ничего кроме правды».
Наладьте коммуникацию между отделами, организуйте регулярные встречи ��о статусами. Рассказывайте все, что можете рассказать без вреда для компании или людей. Мы проводим планёрку каждую пятницу. Первое время она растягивалась на полтора часа, сейчас мы укладываемся в 40 минут, за которые можно узнать, над чем работает каждый отдел и как прошла неделя с точки зрения финансовых и других метрик. Все финансовые отчёты, кроме зарплат, открыты для каждого сотрудника компании.
Прозрачность помогает команде пережить тяжёлые решения. В 2017 году мы поняли, что направление с курсами по искусству для детей нужно закрыть. Для всех это был любимый проект, над ним работала большая команда. Почему мы его закрыли — история для отдельной статьи. Но что важно: мы подробно поговорили с каждым, кто был вовлечен в проект, показали все цифры и объяснили, почему поступить по-другому возможности нет. Мы пережили этот стресс вместе, сейчас только иногда шутим, какие мы были дурачки и сколько сделали ошибок, а время от времени мечтаем, как и когда вернём «детей» в проект.
7. Не забывайте веселиться
Если у вас нет бюджетов на миллионные корпоративы, можно найти свои решения: проводите планёрки с шампанским (конечно, не каждый раз), создайте «орешковый фонд» — наше кодовое название бюджета на фрукты или пятничную пиццу. Пару раз в год мы вывозим команду на дружественную нам Болотов.Дачу: вариант корпоратива с маршмеллоу на костре может быть душевнее любого выступления Урганта в «Крокусе». Важно: всегда проводите выезды в будние дни: уважайте личное время сотрудников, не занимайте их выходные. Даже если это дороже для проекта, так как вся команда «выпадает» на пару рабочих дней.
Лучшая приправа ко всему вышеперечисленному — ваша личная увлеченность, неравнодушие и блеск в глазах. Стая всегда повторяет за ее вожаком ;)