Бизнес с отечественным колоритом:в чем особенности корпоративной культуры в России и как на нее повлияют изменения рынка

Современный бизнес в России переживает едва ли не крупнейший передел за последние 2 десятилетия. Уход крупных западных игроков балансируется приходом новых — отечественных и азиатских. Грядущие смены не смогут не затронуть основы управления компаниями. Как ситуация отразится на корпоративной культуре и насколько трудно сотрудникам будет к ней адаптироваться? Меня зовут Клим Ядринцев. Я — СЕО и основатель одного из крупнейших интернет-магазинов по продаже брендовой одежды ElytS. Сегодня я поделюсь с вами своим взглядом на ситуацию.

Бизнес с отечественным колоритом:в чем особенности корпоративной культуры в России и как на нее повлияют изменения рынка

Понятие корпоративной культуры

Эллиот Жак — бизнес-консультант, впервые сформулировавший понятие кризиса среднего возраста, — охарактеризовал корпоративную культуру, как сложившийся в компании алгоритм и образ мышления, разделяемый всеми сотрудниками и прививаемый “новичкам”, желающим влиться в коллектив. Лично для меня понятие корпоративная культура включает целый комплекс элементов — от ценностей компании и норм общения в коллективе до стиля управления и порядка принятия решений.

Именно корпоративная культура выступает одним из ключевых факторов, которые определяют вектор развития компании, выделяет ее на фоне конкурентов, позволяют оставаться конкурентоспособной даже в условиях стремительно меняющихся условий.

Формирование корпоративной культуры в каждой стране неизменно связано с национальными особенностями и менталитетом. Так, шведская культура получила название “санаторно-курортной”, благодаря почти маниакальной заботе о ментальном здоровье сотрудников. Американская отличается гораздо большей жесткостью, поскольку ориентирована на стремительное достижение целей и быстрые результаты. Здесь принято поощрять сотрудников только за реальные достижения, ради которых нередко приходится жертвовать личным временем.

Другие европейские страны также имеют свою специфическую корпоративную культуру. Но в большинстве случаев она представляет собой нечто среднее между шведским “санаторием” и американским “лагерем скаутов”.

Но самой безжалостной во всем мире признана азиатская корпоративная культура. Именно здесь ночевки на работе, сверхурочные, работа без выходных и прочие нарушения привычного для европейцев трудового кодекса считаются не только приемлемыми, но и необходимыми для достижения карьерного роста.

Бизнес с отечественным колоритом:в чем особенности корпоративной культуры в России и как на нее повлияют изменения рынка

Особенности корпоративной культуры в России

Сложные и нередко противоречивые события, сотрясающие экономическую и социальную сферу в последние десятилетия наложили свой отпечаток на формирование корпоративной культуры в России. Вместе с тем, тесное сотрудничество с иностранными корпорациями позволило взрастить целое поколение отечественных управленцев, которые смогли принять западные ценности и пропустить их через себя.

В результате российская корпоративная культура явила собой некий симбиоз отечественных и западных тенденций, где директивный стиль управления соседствует с демократическим, а нередко и с либеральным.

На практике же это зачастую выглядит так: внедрение инноваций и западных трендов, ориентир на заботу о сотрудниках соседствует с авторитарным стилем управления, когда руководители могут позволить себе резкую критику, а ключевые решения принимаются, опираясь на российские реалии.

И если молодые частные компании все активнее обращаются к западным тенденциям, многие госкорпорации по-прежнему поддерживают советскую модель корпоративной культуры с акцентом на авторитарное руководство и жесткую иерархию: когда контролируются не только бизнес-процессы, но и любые действия сотрудников на всех уровнях.

Бизнес с отечественным колоритом:в чем особенности корпоративной культуры в России и как на нее повлияют изменения рынка

Корпоративный сектор сейчас

Первый поток западных экспатов, приехавших покорять российский рынок на заре зарождения капиталистического строя, в большинстве своем были смелыми авантюристами, не обладающими конкретными планами и стратегиями. Со временем ситуация изменилась, в страну стали ехать управленцы с четко сформированным экспертным подходом, нацеленные на конкретное изменение ситуации на рынке.

Сотрудники, проработавшие под их началом более 10 лет, сейчас находятся в состоянии полной неопределенности. Ведь новые покупатели бизнесов, пришедшие на смену покинувшим рынок западным игрокам, не обязаны заботиться о сохранении корпоративной культуры и ценностей бренда, созданных ранее. В результате людям, которые десятилетиями развивались в рамках корпоративной культуры с европейскими и американскими ориентирами, предстоит работать по другим стандартам.

Чего ждать после кризиса

Безусловно, усвоенные за десятилетия ценности западных головных офисов вряд ли смогут раствориться в одночасье. Скорее всего, после стабилизации ситуации на рынке мы будем наблюдать зарождение уникальной российской корпоративной культуры. У руля этого процесса будут стоять топ-менеджеры, которые за десятилетия работы в филиалах европейских и американских компаний впитали иностранный подход к работе и культуре, но не растворились в ней. Именно такой подход к созданию аутентичной корпоративной культуры “с русским акцентом” мы практикуем в ElytS.

Клим Ядринцев на интервью о корпоративной культуре
Клим Ядринцев на интервью о корпоративной культуре

В своем недавнем интервью для YouTube я рассказал, почему корпоративная культура привлекает все больше внимания владельцев средних и крупных бизнесов. А заодно поделился отзывами о ее реализации в ElytS, сложностями, с которыми пришлось столкнуться и способами решения проблем. Переходите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Ng20nuEGGro и делитесь своим мнением. Буду рад вашим комментариям.

11
Начать дискуссию