Пять принципов тьютора
У любого специалиста, вне зависимости от специализации и направления, есть свои постулаты. Тьютор, само собой, не исключение, поэтому в своей работе я придерживаюсь нескольких принципов. Каждый из них позволяет более продуктивно проводить совместную работу с тьюторантами. Мне очень хочется поделиться с вами тем, что лежит в основе моего диалога с клиентами.
Принцип #1 — уважение к тьюторанту
Если говорить про значимость, этот принцип я бы поставила на первое место. Он базовый и самый важный в моей работе. Неважно, каких вы убеждений, национальности, возраста и пола. Каждый человек для меня — личность.
Что лично я вкладываю в уважение к своим тьюторантам?
- Справедливость. Мы равны в своих правах и обязанностях по отношению друг к другу. Это закрепляется в договоре.
- Уважение к чужому мнению. Мы можем смотреть на вещи под разным углом, быть противоположных взглядов на отношения, политику, религию. Это неважно. Любая ваша позиция для меня факты, которые я не оцениваю и не ставлю под сомнения.
- Предоставление вам свободы мысли и слова на наших занятиях. Вы должны чувствовать, что сейчас вы в безопасном месте и свободны говорить о своих истинных потребностях и интересах.
- Чуткость, вежливость, деликатность. Это про эмоциональный комфорт и ненарушение ваших личных границ.
Принцип #2 — безоценочное восприятие любой информации
Второй принцип основан на том, что я воспринимаю и анализирую информацию от вас без предвзятых суждений или оценок. Я рассматриваю её нейтрально, без каких-либо предубеждений, стереотипов или личных суждений.
Это базово — работать с человеком, основываясь исключительно на фактах и аргументах. В работе тьютора нет места эмоциям или предпочтениям.
В своей тьюторской работе я создаю:
— Безопасное пространство для ваших суждений, которые будут способствовать решению вашего запроса.
— Ощущение истинности в ваших желаниях и предпочтениях, что позволяет достигать максимально удовлетворяющего вас результата.
Принцип #3 — конфиденциальность
Здесь, как и в работе у психологов — вся информация, о которой рассказал клиент, остается в рамках встречи с тьютором. Кроме тех случаев, когда есть потенциальная угроза жизни человека или окружающим. И основа этого принципа — доверие между тьютором и тьюторантом. Здесь кажется всё понятно и не требует дополнительных разъяснений. Интереснее поговорить про рамки этой конфиденциальности в разрезе тьюторской работы.
Объясню на примере:
Когда я прохожу супервизию — повышаю свою тьюторскую квалификацию через занятия с более опытным тьютором — мне нужны записи, которые я даю послушать своему супервизору. В этом случае у клиента только преимущества, так про его запрос будут думать сразу две головы.
Бывает, что ребёнку сложно сообщать о каких-то своих решениях родителям. Тогда мы договариваемся о встрече втроем или я созваниваюсь с родителем один на один и сообщаю ту информацию, которую тьюторант разрешил рассказать.
В остальных случаях во всех своих отчетах, которые я предоставляю родителям о проделанной работе с тьюторантом, я сообщаю только про мою работу. Что мы прорабатывали: интересы, способности, образовательную стратегию и тд. И, конечно, даю дальнейшие рекомендации.
Принцип #4 — создание доверительной атмосферы
Одна из моих задач — создать такие условия на занятиях, чтобы тьюторантам было комфортно работать и раскрываться.
Один из фундаментов такой атмосферы — знание тьюторантом, что занятия конфиденциальны. Доверие не появляется сразу, оно формируется со временем. С кем-то получается выстроить такие отношения за 2-3 занятия. С некоторыми только в завершение всего тьюторского сопровождения. Особенно тяжело бывает детям, которые растут с установками, что мир опасен, людям доверять нельзя, поскольку они несут зло.
Принцип #5 — мне важно знать про будущее своих тьюторантов
Для меня, как специалиста с большой эмпатией, крайне ценно узнавать, как сложилась жизнь моих тьюторантов. Как они используют знания, полученные в ходе нашей совместной работы, как выстраивают свою профессиональную траекторию.
И как же это радостно и ценно, узнавать их истории, к которым они в итоге пришли. Что им сейчас нравится выбранный колледж, направление, вуз. Что они получают удовольствие от учёбы и рады, что сделали такой выбор. Это то, что даёт мне энергию и наполняет для дальнейшей работы в тьюторском ремесле.
Не поверите, но в моём календаре стоят напоминания написать своим тьюторантам через год/два/пять лет, чтобы узнать о том, как сложилось их будущее. Порадоваться их достижениям или погоревать вместе и вовремя дать свой комментарий на их вопросы в сложные моменты. Пока таких ситуаций не было, но я не исключаю, ведь в жизни всё может быть. И даже самый правильный выбор сегодня, может иметь неприятные последствия завтра. Главное — как мы к этому относимся и что мы будем с этим делать, в чём найдём опору и поддержку.
Откликается? Поделитесь в комментариях, а какие принципы особенно важны в вашей работе?